Причиной нападок на ашаритов является таавиль – аллегорическое толкование некоторых вещей в Коране, которыми Аллах Сам Себя описывает. Нападающие на ашаритов утверждают, что так делать категорически нельзя, то есть нельзя отрицать что-то, чем Аллах Себя описал.
Например, один из современных ваххабитов Сафар Хавали пишет: «Таавиль ашаритов подобен таавилю батынитов, то есть исмаилитов», то есть он сравнил мазхаб Ахлю-с-Сунна с мазхабом батынитов.
Проблема в том, что в Коране есть то, что невозможно не толковать аллегорически. Например в девятой суре (Ат-Тауба) в 67 аяте говорится:
نَسُوا اللَّـهَ فَنَسِيَهُمْ
«Они забыли Аллаха, и Аллах забыл их».
Если этот аят понимать буквально, получится, что Аллах описывается забывчивостью. Почему тогда они не говорят, что эта забывчивость достойна Его величия, что для нас это недостаток, а в отношении Аллаха это достоинство? Потому что любой разумный понимает, что Господь, Которому мы поклоняемся, совершенен со всех сторон, и ни один из недостатков не присущ Ему, а забывчивость – это недостаток. Также мы знаем, что у Аллаха есть качество Ильм (знание) и в нем не может быть элемента забывчивости. Забывчивость в этом аяте означает наказание. А что это? Это таавиль (аллегорическое толкование). И подобных оборотов в Коране много.
В любом языке есть слова, имеющие прямое и переносное значение, то есть возможно аллегорическое толкование, но только толкование, соответствующее правилам арабского языка. Таавиль без доказательства мы отвергаем. Ни одно аллегорическое толкование без доказательств Корана и Сунны не принимается. Мы знаем, что Аллах – Знающий. Мы не приписываем Аллаху забывчивость. Хотя Аллах и сказал, что «Он забудет их».
Но мы отвергаем здесь буквальное понимание. Мы не говорим, что Аллах – забывчивый. Довод, что «мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», не состоятелен. «Мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», – это некое общее утверждение. Оно действительно приходит от саляфов, но это общее утверждение, имеющее определенные ограничения. Если Аллах Себя описывает тем, что не подобает Его Величию, мы толкуем это аллегорически. Иначе придется сказать, что у Аллаха есть сифат забывчивость, ведьАллах Себя этим описал.
Также Всевышний говорит:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«Он ближе к вам, чем сонная артерия» (50:16).
Тогда надо будет сказать, что Аллах находится ближе к нам, чем сонная артерия.
И надо знать, что убеждение, что Аллах везде, это акыда хулюлитов и мутазилитов, но не акыда ашаритов.
Ашариты никогда не считали, что Аллах – везде. Имам Байхаки пишет в «И‘тикад», что утверждение «Аллах – везде» – это акыда мутазилитов. Об этом также пишет сам имам Ашари в "Макалят". Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а никогда не говорили, что Аллах – везде.
Но есть аяты Корана, в одном из которых говорится, что Аллах на небе, а в другом, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Джахмиты сделали из этого вывод, что Аллах – везде. Какая тут логика? Если сказать, что Он на Арше, тем самым мы отвергаем аят, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Если взять второй аят, то отрицается первый. Чтобы ничего не отвергать, они сказали, что Аллах находится везде. А Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а говорят, что Аллах не в этом мире и не вне этого мира.
Рассмотрим вопрос, как саляфы понимали аяты муташабихат, смысл которых неоднозначен, и из чего они исходили при толковании этих аятов. Вспомним пример с аятом про забывчивость. Простого знания арабского языка на основе словаря Баранова недостаточно, чтобы толковать Коран, выносить хукмы и утверждать, что имеет прямое значение, что не имеет прямого значения. Мы должны обращаться к тафсирам, в первую очередь к тафсирам сахабов.
В суре 68 «Аль-Калям» в 42 аяте Всевышний говорит:
يَوْمَ يُكْشَفُ عَن سَاقٍ وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ فَلَا يَسْتَطِيعُونَ
«В тот день, когда будет раскрыт сакк».
Слово «сакк» в переводе с арабского означает «голень». Если буквально переводить с арабского, то получится «день, когда будет раскрыта голень».
Есть хадис, буквальный смысл которого таков: «Всевышний Аллах поставит Свою Стопу в Ад на кяфиров» (Бухари и Муслим).
Как же это понимали сахабы? Имам муфассиров – имам Ибн Джарир ат-Табари, которого признают и современные ваххабиты, говорит:
«Группа из сахабов и табиинов из ахлю таавиль сказала, что «сакк» означает "амр шадид" – тяжесть, сложность».
Из этого видно, что саляфы (сахабы и табиины) толковали те аяты, в которых Аллах употребляет в отношении Себя такие слова, как "голень", аллегорически, например, что неверующие испытают тяжесть в Судный день и будут наказаны.
Такое толкование делают не только ашариты, но и сахабы и табиины. Есть правило: если можно протолковать аллегорически в одном случае (например, слово «голень»), то можно толковать также слова «рука», «лик» и т. д. Если нельзя толковать аллегорически, то такого толкования не должно быть в принципе. А если можно протолковать аллегорически в одном месте, то можно и в другом. Ведь нет далиля, например, на то, что можно толковать слово "голень" как сложность, а слово "рука" нельзя толковать как силу.
Как мы видим, сами сахабы толковали некоторые места аллегорически. В частности, Ибн Аббас толковал слово "голень" как сложность. Ибн Джарир ат-Табари говорит: «Такое же толкование передается от имамов: от Муджахида, от Катада и от других имамов, табиинов».
Как мы видим, аллегорическое толкование имеет место. Соответственно, будет неправильным сказать, что саляфы не знали таавиля.
Рашид Исаев
Мечеть Аль-Акса в Аль-Кудсе (Иерусалим) – безусловно, самое «спорное» место в мире. Без всякого преувеличения, можно сказать, что тысячи лет люди умирали за право контроля над ней.
Мечеть занимает особое место в сердцах мусульман – это третья святыня Ислама. Это то самое место, куда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перенесли во время путешествий Исра и Мирадж. Она стала свидетелем, наверное, самого необычного собрания всех времен – все Пророки, мир им, совершили здесь намаз за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И все же, есть несколько фактов, которые, вы возможно не знали о Масджид аль-Акса:
8. Это не одна мечеть
На участке, который мы привыкли называть просто «Аль-Аксой», на самом деле, есть несколько мечетей. Говоря «Масджид Аль-Акса», мы привыкли говорить только о южном угле комплекса. На самом деле, это «Мечеть Киблы», названная так из-за своей наибольшей приближенности к Кибле. Весь холм же называют «Масджид аль-Акса», иногда его также называют «Харам аль-Шариф», во избежание путаницы. Но, на этом участке есть и другие мечети, связанные историческими событиями: Масджид Бурак, Масджид Марвани и другие.
7. Здесь также есть места захоронений
Нет каких-либо источников, повествующих о том, сколько именно Пророков, мир им, и сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, похоронено здесь. Но, несомненно, их много. Возможно, например, что здесь находится могила Пророка Сулеймана, мир ему. Причиной такого предположения является то, что Пророков, мир им, хоронили там, где они умерли. По многим источникам, он, мир ему, умер, ведя надзор за одним из строений.
6. Она была мусорной свалкой
В период, когда ни одному еврею не было позволено жить в городе, римские жители использовали территорию в качестве свалки. Когда Умар, да будет доволен им Аллах, освободил город, он собственноручно очищал его от мусора. Он также положил конец многовековым изгнаниям евреев, пригласив 70 еврейских семей из соседней деревни беженцев обратно в Иерусалим, дал право на возвращение после нескольких столетий изгнания. Эта услуга, кажется, забыта нашими «двоюродными братьями».
5. Аль-Газали жил и писал здесь
Одной из самых известных книг в исламской литературе является «Ихья Улум аль-Дин», принадлежащая перу великого ученого - Имама аль-Газали. Он – человек, почитаемый всеми Школами Мысли, за свою способность проникать в самую глубину человеческой сущности, оставаясь при этом верным учению Корана и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие люди не знают, что Аль-Газали некоторое время жил в Масджид Аль-Акса, и за время своего пребывания, написал там одну из своих книг. В здании отмечено место его старой комнаты.
4. Она использовалась в качестве конюшни, дворца и камеры для казни
Когда первые крестоносцы завоевали Иерусалим, большинство мусульман было обнаружено ими в Масджид аль-Акса. Крестоносцы убили около 70 000 из них, переделали Мечеть Киблы в дворец, Купол Скалы в часовню, подземные камеры в конюшни. Мусульман, переживших первую резню, распяли на большом кресте, недалеко от центра мечети. Это был единственный крест, разбитый впоследствии Салахаддином. На этом месте все еще можно увидеть его основание.
3. В мечети находился легендарный минбар
Нуруддин Занки, один из величайших героев Ислама, хранил специальный минбар (кафедра для проповедника), построенный для того, чтобы установить его в Масджид аль-Акса, когда она, в конечном итоге, будет отбита у крестоносцев (можно только восхититься его в высшей степени уверенности!). Этот минбар был не только красивым, но и был сделан без единого гвоздя или использования клея. К сожалению, сам Нуруддин не дожил до победы, но его преемник Салахаддин исполнил желание своего учителя, и, после второго в истории освобождения Иерусалима, установил его в мечети. В кругу ремесленников и мастеров, минбар до сих пор считается легендарным. К несчастью, он не пережил события, описанные в первом пункте.
2. Купол Скалы раньше выглядел по-другому
Купол Скалы – вероятно, самый первый купол, построенный за всю историю Ислама. Возведен он был омейядами – Халифом Абдульмаликом ибн Марваном. Изначально деревянный купол, был покрыт по разным версиям латунным, свинцовым или керамическим слоем. Почти тысячу лет спустя, во время правления османского Халифа Сулеймана Великолепного, купол покрылся отличительным золотым слоем. Также были установлены османские плитки на фасаде здания.
1.Мечеть была сожжена
Вы задумывались когда-нибудь, что будет, если мечеть Аль-Акса будет разрушена? Если над Куполом Скалы будет развеваться флаг армии завоевателей, и сгорит сама мечеть? Скажете, что мусульмане не допустят этого?
Подумайте еще раз.
В 1967 году, мусульмане в третий раз потеряли Иерусалим, отошедший под контроль Израиля. Над Куполом Скалы стал развеваться флаг израильских захватчиков. Израильские лидеры решили, что открытое управление Мечетью Аль-Акса будет служить постоянной провокацией в адрес мусульманского мира, и они использовали фиговый листочек о Вакфе, для того, чтобы успокоить мусульман.
И это сработало.
В 1969 году австралийские сионисты подожгли минбар Нуруддина и саму Мечеть Киблы: пламя охватило ее полностью. Мусульманский мир содрогнулся от сцен худших и страшнейших кошмаров. Отчаявшиеся палестинцы пытались потушить пожар всеми подручными средствами. Вся умма повесила голову от стыда. С тех пор, мечеть отремонтирована и отреставрирована, но нападения на третью Исламскую Святыню продолжаются по сей день. Раскопки, используемые для подрыва основания мечети, несанкционированные посещения и ежедневные угрозы перестроить старый храм – все это имеет место быть сегодня. Масджид Аль-Акса все еще ждет.
Перевод с английского языка Azan.kz
Muslimmatters
Часто, наблюдая в жизни картины, поражающие нас своей красотой, мы восклицаем: «Это Рай на Земле!» На самом деле, есть только одно место, буквально достойное подобной фразы. Там, в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покрытое зелеными коврами и пропитанное слезами миллионов людей, лежит «сад из садов Рая». Это место известно каждому мусульманину, но, все же, есть несколько интересных фактов, о которых вам будет полезно почитать:
9. Мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество.
Когда османы налаживали электрическую систему в регионе, первым объектом работы стала именно мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Предположительно это было еще за несколько лет до того, как Султан полностью оснастил электричеством свой дворец в Стамбуле.
8. Современная мечеть больше старого города
Нынешняя мечеть в сто раз превышает по размеру старое здание. Это означает, что она охватывает площадь всего старого города. Доказательством этому является месторасположение кладбища Жаннат аль-Баки. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она находилась на окраине города. Сегодня же, кладбище находится рядом с территорией здания мечети.
7. В комнате Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть пустая могила
С давних времен, существовала легенда о том, что рядом с могилами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах, есть еще одна пустая могила. Данное предположение было подтверждено в 1970 году: люди, менявшие покрывала на могиле, отметили ее наличие. Предположительно, она предназначена Пророку Исе, мир ему. Данное мнение долгое время служит предметом многочисленных дискуссий.
6. Мечеть была разрушена пожаром
Большая часть мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, включая минарет, построенный при его, да благословит его Аллах и приветствует, жизни, была уничтожена пожаром. Огонь был настолько обширным, что рухнули даже крыша и стены комнаты Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, впервые за 600 лет обнажив места его покоя.
5. Раньше в ней не было ни одного купола, сейчас их два
В течение почти 650 лет после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, над его могилой не было купола. Впервые, его построил султан Мамлюк в 1279 году, он был зеленого цвета и сделан из дерева. Тот зеленый купол, который мы видим сегодня, на самом деле внешний купол над комнатой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существует также и внутренний купол, размерами намного меньше первого. На внутренней его части начертаны имена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах.
4. Купол когда-то был фиолетовым
До того, как купол принял свой сегодняшний облик, что произошло около 150 лет назад, он неоднократно ремонтировался и покрывался в разные цвета. Какое-то время он был белым, но все же, в течение самого длительного периода времени, он был сине-фиолетовым – арабы Хиджаза особенно любили этот цвет.
3. В мечети три михраба
Большинство мечетей имеет только один михраб, тогда как в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, их три. Один из них используется сегодня имамами, возглавляющими коллективные молитвы. Другой михраб был построен по приказу султана Сулеймана Великолепного, и называется он «михраб Сулеймание» или «Ахнаф». Он использовался для молитв, возглавляемых ханафитским имамом, тогда как маликитский имам возглавлял ее с пророческого михраба. Последний охватывает всю площадь, где стоял во время молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением места, куда он ставил свои ноги.
2. Что лежит в комнате Фатимы, да будет доволен ею Аллах?
Предметы, принадлежавшие Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были размещены в двух комнатах: его, да благословит его Аллах и приветствует, и его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах. В процессе масштабного расширения, ее комната была включена в комнату Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Во время осады Медины во время Первой Мировой войны, османский командир эвакуировал многие бесценные артефакты в Стамбул, скрывая их под одеждой женщин и детей. Сегодня их можно увидеть во дворце Топкапы. Интересно, кстати, что многие предметы не имеют соответствующей документации.
1. Она полна сокрытых знаков
Мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покрыта таким количеством тонких знаков и тайн, что «Код да Винчи» в сравнении покажется дошкольной головоломкой. Каждый столб, купол, окно, несет свою историю и духовную ценность, указывает на место тех или иных событий. Проектировщики решили, что если на каждом из этих мест будут установлены информационные указатели, они будут отвлекать от главной цели - совершения молитвы. Поэтому было решено использовать другой способ для их обозначения – делать незначительные изменения в дизайне окружающих предметов. О том, что это за секреты и знаки, мы расскажем в отдельной истории, инша Аллах.
Мечеть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не просто рядовая мечеть. Это сцена великих триумфов и падений уммы. Это общественный центр, приют для бездомных, университет и мечеть одновременно.
Постепенно, как бы вторя изменениям в мусульманской общине, поколение за поколением, менялась и сама мечеть: от интерьера из пальмового ствола в более ранний период, до мрамора и сооружений, покрытых золотом сегодня. Но! Внутреннее его ядро остается нетронутым, и, возможно, в этом есть урок для всех нас.
Перевод с английского языка Azan.kz
Muslimmatters
Сегодня довольно часто приходится слышать критику в адрес Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh, по той причине, что он «не брал во внимание Хадисы Бухари». Критикующие, вероятно, не понимают, что уровень богобоязненности Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh, исключает возможность его сознательного и безосновательного выступления против какого-либо хадиса вообще.
Однако, как и все другие мужтахидины, в выведении ахкамов (решений, установлений) он соблюдал определённые усули (принципы). И чаще всего именно незнание этих усулей лежит в основе сегодняшних обвинений в опровержении хадисов, выдвигаемых в адрес Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh.
Ниже перечислены некоторые из этих усулей:
1. Повествование Таби’и, который передается непосредственно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называется мурсиль. Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, принимает мурсиль повествование только если:
- Его рассказчик является надежным,
- И оно не вступает в конфликт с более сильным далилем (доказательством).
2. Хабар аль-Уахид - это хадис, который был рассказан только одним человеком в любой этап до периода тадвиин (упорядочения, сведения в систему) Хадисов. Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, не практикует Хабар аль-Уахид, если:
- Это противоречит любому положению Корана, то есть `аам (общее) или захир(очевидное).
- Положения Корана, которые являются `аам или заахир, являются қат`и(категорическими), в то время как Хабар аль-Уаахид не является қат`и. Таким образом, когда Хабар аль-Уахид противоречит положению Корана, то есть является `аам или заахир, Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, предпочитает положение Корана, потому что оно является более сильным далилем(доказательством).
- Это противоречит широко распространенной Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- Это противоречит постоянной практике (аль амалюль-мутуаариз) сахабов, радыйаЛлаhу ъанхум, и табиинов.
- Это противоречит любому из усулей (принципов), которые он (т.е. имам Абу Ханифа) вывел после тщательного и всестороннего изучения Шариата. Другими словами, противоречие любому из этих усулей рассматривается Имамом Абу Ханифой, рахимahуЛлаh, как `иллат (слабость) в повествовании.
- Сахаба, который рассказывает Хадис, не практикует его сам.
- Было Умум уль-Балуа (общее участие) всех сахабов, радыйаЛлаhу ъанхум и Табиинов по вопросу, рассматриваемому в Хабар аль-Уаахид. Другими словами, имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, утверждал, что, если так много людей знали этот вопрос, почему так мало людей рассказывали о нем?
3. Когда есть некоторое противоречие между двумя Хабарами аль-Уаахид, он сравнивает рассказчиков. Таким образом, он отдает предпочтение Хабару аль-Уаахид, рассказчиком которого является Факих (юрист). И если оба рассказчика - Факихи, он предпочитает повествование рассказчика, который является лучшим Факихом.
4. При наличии двух конфликтующих повествований, он предпочитает повествование, поддерживаемое большим числом утверждений и фатуаСахабов, радыйаЛлаhу ъанхум.
5. При наличии двух конфликтующих повествований о конкретном Шариатском наказании, он предпочитает повествование, в котором упоминается более мягкий вид наказания.
Ссылаясь на некоторые из указанных выше усулей, Хафиз Мухаммад бин Юсуф ас-Солихи, рахимаhуЛлаh, пишет в своей книге `Уқуд аль-Джамаан:
"В виду перечисленных принципов Имам Абу Ханифа, рахимаhуЛлаh, не практиковал ряд Хабаров аль-Уаахид ... и правда в том, что он не возражал против данных хадисов из-за личной неуступчивости. Напротив, он выступает против них вследствие иджтихада и в пользу ясно установленных доказательств. Таким образом, если он допустил ошибку, он получит одну награду, а если же он был прав, он получит две награды. Те, кто критикуют его, - либо завидуют, либо находятся в неведении о процедурах иджтихада ".
Сокращено из Ta’neebul-Khateeb of Shaykh Zahid Al-Kawthari (Та’ниб уль-Хатиб Шейха Захид Аль-Каусари).
Подготовлено Мауляна Мухаммадом Каролиа
Ilmgate.org
___________________________
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.
Сегодня довольно часто приходится слышать критику в адрес Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh, по той причине, что он «не брал во внимание Хадисы Бухари». Критикующие, вероятно, не понимают, что уровень богобоязненности Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh, исключает возможность его сознательного и безосновательного выступления против какого-либо хадиса вообще.
Однако, как и все другие мужтахидины, в выведении ахкамов (решений, установлений) он соблюдал определённые усули (принципы). И чаще всего именно незнание этих усулей лежит в основе сегодняшних обвинений в опровержении хадисов, выдвигаемых в адрес Имама Абу Ханифы, рахимahуЛлаh.
Ниже перечислены некоторые из этих усулей:
1. Повествование Таби’и, который передается непосредственно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называется мурсиль. Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, принимает мурсиль повествование только если:
- Его рассказчик является надежным,
- И оно не вступает в конфликт с более сильным далилем (доказательством).
2. Хабар аль-Уахид - это хадис, который был рассказан только одним человеком в любой этап до периода тадвиин (упорядочения, сведения в систему) Хадисов. Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, не практикует Хабар аль-Уахид, если:
- Это противоречит любому положению Корана, то есть `аам (общее) или захир(очевидное).
- Положения Корана, которые являются `аам или заахир, являются қат`и(категорическими), в то время как Хабар аль-Уаахид не является қат`и. Таким образом, когда Хабар аль-Уахид противоречит положению Корана, то есть является `аам или заахир, Имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, предпочитает положение Корана, потому что оно является более сильным далилем(доказательством).
- Это противоречит широко распространенной Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- Это противоречит постоянной практике (аль амалюль-мутуаариз) сахабов, радыйаЛлаhу ъанхум, и табиинов.
- Это противоречит любому из усулей (принципов), которые он (т.е. имам Абу Ханифа) вывел после тщательного и всестороннего изучения Шариата. Другими словами, противоречие любому из этих усулей рассматривается Имамом Абу Ханифой, рахимahуЛлаh, как `иллат (слабость) в повествовании.
- Сахаба, который рассказывает Хадис, не практикует его сам.
- Было Умум уль-Балуа (общее участие) всех сахабов, радыйаЛлаhу ъанхум и Табиинов по вопросу, рассматриваемому в Хабар аль-Уаахид. Другими словами, имам Абу Ханифа, рахимahуЛлаh, утверждал, что, если так много людей знали этот вопрос, почему так мало людей рассказывали о нем?
3. Когда есть некоторое противоречие между двумя Хабарами аль-Уаахид, он сравнивает рассказчиков. Таким образом, он отдает предпочтение Хабару аль-Уаахид, рассказчиком которого является Факих (юрист). И если оба рассказчика - Факихи, он предпочитает повествование рассказчика, который является лучшим Факихом.
4. При наличии двух конфликтующих повествований, он предпочитает повествование, поддерживаемое большим числом утверждений и фатуаСахабов, радыйаЛлаhу ъанхум.
5. При наличии двух конфликтующих повествований о конкретном Шариатском наказании, он предпочитает повествование, в котором упоминается более мягкий вид наказания.
Ссылаясь на некоторые из указанных выше усулей, Хафиз Мухаммад бин Юсуф ас-Солихи, рахимаhуЛлаh, пишет в своей книге `Уқуд аль-Джамаан:
"В виду перечисленных принципов Имам Абу Ханифа, рахимаhуЛлаh, не практиковал ряд Хабаров аль-Уаахид ... и правда в том, что он не возражал против данных хадисов из-за личной неуступчивости. Напротив, он выступает против них вследствие иджтихада и в пользу ясно установленных доказательств. Таким образом, если он допустил ошибку, он получит одну награду, а если же он был прав, он получит две награды. Те, кто критикуют его, - либо завидуют, либо находятся в неведении о процедурах иджтихада ".
Сокращено из Ta’neebul-Khateeb of Shaykh Zahid Al-Kawthari (Та’ниб уль-Хатиб Шейха Захид Аль-Каусари).
Подготовлено Мауляна Мухаммадом Каролиа
Ilmgate.org
___________________________
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.
В первый день месяца мухаррам, мусульмане вступают в новый 1436 год по хиджре. Отправной точкой мусульманского календаря стало переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину в 622 году – хиджра. С тех пор этот день считается началом нового времени, благоприятного для благих начинаний.
Новый мусульманский год начинается со священного месяца мухаррам. Мухаррам – месяц покаяния и богослужения, один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О важности этого месяца говорится в Коране.
Начало нового года с хиджры подчеркивает важность этого события в исламской истории. Слово «хиджра» означает «оставлять», «отказываться», «покидать». Хиджра – отправная точка жизни мусульманина, когда он оставляет свои грехи и недостаточное поклонение в прошлом.
Во время хиджры пророк Мухаммад (мир ему) покинул место, где мусульмане подвергались различным гонениям, и переехал туда, где мусульмане могли свободно и безопасно исповедовать свою религию, место, где религия ислама могла процветать.
История хиджры очень поучительна для правильного начала нового года, из которой можно извлечь для себя много полезного и использовать уроки удивительного путешествия в качестве путеводителя в новом году.
1. Планирование
Первый урок, который следует извлечь из хиджры – это важность планирования. Пророк Мухаммад (мир ему) спланировал свой переезд безупречно. Он продумал маршрут, кто будет сопровождать его, кто будет отвечать за еду, количество верблюдов, которые отправятся в поездку, кто останется в его доме, чтобы неверующие не догадались о его отъезде, что позволило ему выиграть время. Так что умение планировать является важнейшей характеристикой мусульманина.
2. Возвращение долгов законным владельцам
Народ Мекки часто доверял Пророку Мухаммаду (мир ему) ценные вещи на временное хранение. Все доверяли ему, в том числе и неверующие, потому что он был честным и заслуживающим доверия.
Приняв решение о переезде в Медину, Пророк (мир ему) оставил все эти богатства на хранение двоюродного брата, Али ибн Абу Талиба, которому поручил отдать имущества их законным владельцам. Пророк (мир ему) хотел убедиться, что вещи, принадлежащие людям, вернуться в их руки, будут защищены, даже если эти люди причинили ему вред.
Мы не можем брать то, что нам не принадлежит, независимо, является человек верующим или нет.
3. Вера во Всевышнего.
Когда Пророк Мухаммад (мир ему) занимался вопросами переезда, сердце его находилось в состоянии покоя. Оно было наполнено непоколебимой верой в Аллаха. Он доверился Аллаху, зная, что Он его не покинет. Прячась в пещере со своим сподвижником от неверующих, Абу Бакр испугался, что неверующие найдут их.
Пророк (мир ему) успокоил своего друга: «Не грусти, Аллах с нами».
Эти слова Пророка – лучшее успокоение, лучшая опора в жизни человека. Он всевидящий, всеслышащий и всемогущий. И пока наша жизнь в руках такой силы, нет места отчаянию.
4. Стройте крепкие общины, относитесь к людям по-братски!
В завершении своей хиджры Пророк (мир ему) прибыл в Медину, построил там мечеть, чтобы объединить людей и установить братство.
Пророк (мир ему) смог построить такое сообщество, в котором мусульмане относились друг к другу как родственники. Люди помогали друг другу, делились едой и кровом и поддерживали друг друга. Раса, цвет кожи, социальное положение не имели значения. Мусульманин является братом другого мусульманина. Мы часто слышим, но действительно ли мы чувствуем боль других мусульман, готовы им помочь и поддержать в трудную минуту, молится за них и желать того же, чего желаем себе?
В завершение хочется сказать, что ваша хиджра начинается завтра. Это не значит, что вы совершите переселение в Медину или еще куда-либо. Ваша хиджра – это поездка в новое поклонение, большее осознание и понимание ислама и какой окажется ваше путешествие зависит от вас.
islam-today.ru