Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Фикх

Высказывания имамов муджтахидов о таклиде

Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мнения, когда они противоречат какому-либо из хадисов и следовать хадису, конечно же, достоверно. Тем не менее, чтобы отдать должное таким высказываниям, человек должен брать во внимание, что они адресованы не нам, простым людям, не достигшим уровня иджтихада. Данные высказывания были обращены к тем из ученых, которые имеют право на иджтихад.

Шейх Уалиуллах Делийский комментирует это таким образом: Эти высказывания относятся к тем, кто в состоянии вынести иджтихад хотя бы в одном вопросе; или к тем, кто может уверенно определять что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать и что он делать запрещал. Это может быть достигнуто путем изучения сути хадиса, высказываний тех ученых, которые опровергали или поддерживали (определенное мнение в вопросе) или это может быть достигнуто путем понимания, что многие авторитетные ученые выступали против мнения в вопросе, который сам по себе может быть поддержан только методом аналогии или дедукции. Если это так, то нет никаких оснований идти против хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). [129]

Этот смысл понятен. Имамы муджтахиды не утверждали, что таклид не допустим. Их собственные жизни были наполнены случаями, когда простые люди приходили к ним с сотнями вопросов, на которые они отвечали, не прибегая ни к каким доказательствам. Допустимость таклида никогда не обсуждалась во времена муджтахидов. Если бы такая практика была недопустима, то имамы никогда не позволили бы себе стать ее инструментом. Высказывания имамов доказывают, что таклид необходим для не муджтахидов. Ниже приведены несколько примеров:

«Когда муфтий является муджтахидом, то простые люди должны следовать за ним, даже если муфтий допустил ошибку в суждениях. Передал Хасан от Имама Абу Ханифы, Ибн Рустам от Мухаммада и Башир ибн Валид от Абу Юсуфа» [130].

Имам Абу Юсуф говорит: «Простые люди должны следовать за учеными, так как они не в состоянии понять хадис самостоятельно». [131]

Ибн Теймия передал, что Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «Говорите простым людям, чтобы они спрашивали у Исхака, Абу Убайда, и Абу Мусъаба. Тем не менее, он запрещал своим ученикам как Абу Давуд, Усман бин Саид, Ибрагим аль-Харби, Абу Бакр аль-Асрус, Абу Заръа, Абу Хатим и Муслим следовать за кем-то. Он говорил им: Вы должны следовать источникам - Корану и Сунне». [132]

Высказывание Ибн Теймии четко указывает на то, что таклид недопустим для ученых/их учеников, которые сами по себе были людьми знания и имели потенциал стать такими же, как их наставник в принятии решений непосредственно из Корана и Сунны. Что касается тех, кто не имел требуемого опыта, им он советовал строго следовать за муджтахидами и совершать таклид. На самом деле таклид не ученого был единогласно принят учеными всех времен, и лишь муътазилиты были против этой идеи.

Шейх Сайфуддин Амуди писал: «Простой человек и ученый, которые не обладают способностью делать иджтихад, несмотря на то, что они обладают надежными навыками в некоторых вопросах, должны следовать за экспертами муджтахидами в принципах и основах (усуль). Некоторые муътазилиты Багдада разделились в этом вопросе и запретили таклид даже для этих людей». [133]

Шейх Хатиб Багдади писал: «Было сказано муътазилитами, что недопустимо простому человеку следовать за мнением ученого, пока он не узнает причину, которая кроется за его мнением. Это ошибочно, потому что у простого человека нет источников, чтобы понять эти причины, если он не будет учиться несколько лет, не будет участвовать в дебатах с другими учеными, не разработает понимание аналогии и не поймет что правильно, а что нет. Для простого человека проходить через все это является бременем, переходит границы его возможностей, и это не возложено на него». [134]

Было расхождение во мнениях среди муджтахидов относительно человека, способного делать иджтихад, может ли он прибегнуть к мнению других. Хатиб Багдади передал от Абу Суфьяна, что это допускается, и Имам Мухаммад говорил, что он может следовать мнению того, кто более осведомлен, чем он. [135]

Шейх Ибн Теймия также передает это мнение от Имама Мухаммада. Имам Шафии и Имам Ахмад оба придерживаются мнения, что это не допустимо. [136]

Мауляна Абуль Хай Лукнави привел слова Абу Ханифы (во введении Шамсуль Айма Халавани): «Было сказано Абу Ханифой, что для муджтахида является допустимым следовать за мнением более знающего, чем он».[137]

Более подробно на эту тему вы можете найти в книгах про Исламские принципы права Мустафы аль-Газали и Фаватихур Рахамут. Если сказать кратко, то никто, кроме муътазилитов не выступал против совершения таклида простым человеком.

Примечания:

129 Хужжатуль Балига: Т. 1, стр. 155

130 Кифая: комментарий от Хидая в главе поста

131 Абу Юсуф привел ранее от Хидая: Т. 1, стр. 226

132 Фетвы ибн Теймии: Т. 2, стр. 240

133 ИхкамульАхкам, по Амуди: Т. 4, стр. 197 также Мустафа Аль-Газали: Т. 2, стр. 124

134 Аль-Факих валь Мутафакких, по Хатибу: Т. 2, стр. 69

135 Там же

136 Фетвы ибн Теймии: Т. 2, стр. 24.

137 Аль-Таъликат Синния, стр. 96

______________

Перевод с английского языка Azan.kz
Zakir.me.uk
предыдущая статья
О посте по мекканскому времени
следующая статья
Разъяснение Къунут Назиля

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником