Намаз для мусульманина - один из основных и важных столпов его религии. Как и другие виды поклонения, намаз имеет свои желательные действия, за соблюдение которых, мусульманин получает совершенное вознаграждение за него, а также нежелательные, за совершение которых он упускает совершенство намаза. Нежелательные действия также делятся на два вида: нежелательные действия, связанные только с коллективным намазом и относящиеся к каждому индивидуально.
Одно из таких нежелательных действий, которое относится к каждому индивидуально, распространившееся в наше время - это «Каффу савби». Что же это такое? «Каффу савби» - это подбирание волос и одежды. Многие мусульмане, когда их руки и ноги еще не высохли после омовения, приступают к намазу не отпустив рукава и брюки, некоторые завязывают по поясу рубашку или спортивки и т.п.
Оба имама Бухари и Муслим[1] передают от Ибн Аббаса следующий хадис:
أُمِرْتُ أَنْ أَسْجُدَ عَلَى سَبْعَةِ أَعْظُمٍ : عَلَى الْجَبْهَةِ - وَأَشَارَ بِيَدِهِ عَلَى أَنْفِهِ - وَالْيَدَيْنِ وَالرُّكْبَتَيْنِ وَأَطْرَافِ الْقَدَمَيْنِ ، وَلَا نَكْفِتَ الثِّيَابَ وَالشَّعَرَ
Мне велено совершать земной поклон семью частями тела: лбом, (он указал на нос), руками, коленями и кончиками ступней, не подбирая при этом волосы и одежду»
Комментируя этот хадис Имам Навави, да смилуется над ним Аллах, пишет в своем шархе:
اتفق العلماء على النهي عن الصلاة ، وثوبه مشمر أو كمه أو نحوه ، أو رأسه معقوص أو مردود شعره تحت عمامته أو نحو ذلك فكل هذا منهي عنه باتفاق العلماء ، وهو كراهة تنزيه فلو صلى كذلك فقد أساء وصحت صلاته ، واحتج في ذلك أبو جعفر محمد بن جرير الطبري بإجماع العلماء وحكى ابن المنذر الإعادة فيه عن الحسن البصري ، ثم مذهب الجمهور أن النهي مطلق لمن صلى كذلك سواء تعمده للصلاة أم كان قبلها كذلك لا لها بل لمعنى آخر ، وقال الداودي يختص النهي بمن فعل ذلك للصلاة ، والمختار الصحيح هو الأول ، وهو ظاهر المنقول عن الصحابة وغيرهم ، ويدل عليه فعل ابن عباس المذكور هنا . قال العلماء : والحكمة في النهي عنه أن الشعر يسجد معه ، ولهذا مثله بالذي يصلي وهو مكتوف.
«Все ученые единодушно запрещают совершение намаза в приподнятой вверх одежде или рукавах, или тому подобном, или с заплетенными волосами или отведенными под чалму и тому подобном. Все это запрещено по единодушному мнению ученых и является нежелательным (макрух-танзих). Если человек совершил молитву в подобном виде, то он поступил неверно, но молитва его будет действительной.
Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари привел в доказательство этого единодушное мнение всех ученых, а Ибн аль-Мунзир, передал слова от аль-Хасана аль-Басри, что человек должен совершить молитву заново. Но путь большинства ученых в том, что запрет в хадисе является общим для того, кто совершал намаз в таком виде, в независимости от того, умышленно он так поступил или же еще до намаза он был в таком виде по какой-то другой причине (и вступил в намаз).
Давуди сказал, что это касается только того, кто (умышленно) приступил к намазу в таком виде. Но правильным мнением является первое, и это то, что передается от сподвижников и от других. На это указывает и действие Ибн Аббаса, которое упомянуто тут (то есть в этой главе) [2].
Ученые сказали: Мудрость в запрете этого в том, что волосы тоже совершают земной поклон вместе с ним, поэтому Он уподобил такого человека тому, кто совершает намаз со связанными рукавами».
Ханафитский учены, мухаддис Мула Али аль-Кари пишет в своей известной книге «Миркатуль Мафатих» 3/206 следующее:
والمعنى: أمرت أن نرسل الثياب والشعر، ولا نضمهما إلى أنفسنا وقاية لهما من التراب، بل نتركهما حتى يقعا على الأرض لنسجد بجميع الأعضاء والثياب
«Смысл [этого хадиса]: мне было велено отпустить одежду и волосы, не прижимая их к себе для предохранения от касания с землей, наоборот следует их оставить, чтоб они соприкоснулись с землей, и чтоб таким образом мы совершили земной поклон всеми частями чела и одеждой»
О нежелательности этого действия передается, почти во всех книгах по фикху.
Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в «Тухфат аль-Мухтадж» 2/162:
وكف شعره بنحو عقصه أو رده تحت عمامته أو ثوبه بنحو تشمير لكمه أو ذيله أو شد وسطه أو غرز عذبته أو دخول فيها ، وهو كذلك
«Человеку, совершающему молитву, нежелательно (макрух) "подбирать волосы", заплетая их[3] или собирая под чалму, или „подбирать одежду“, поднимая подол и засучивая рукава, или завязывая его по середине».
У некоторых может возникнуть вопрос: а что, если человек совершает заупокойную молитву? Ведь в ней не совершается земной поклон. На этот вопрос также ответил Ибн Хаджар сказав:
{أو كان يصلي على جنازة للخبر المتفق عليه {أمرت أن أسجد على سبعة أعظم ولا أكف ثوبا ولا شعرا
«..Даже если он совершает заупокойную молитву из-за достоверного хадиса: "Мне велено совершать земной поклон семью частями и не собирать волосы и одежду"».
И в конце хотелось бы также сказать, что это напоминание в первую очередь самому себе, а затем и всем нашим читателям. Так как и те, кто знают о нежелательности этого действия, зачастую забывая об этом, совершают намаз засучив рукава и штаны.
Да одарит нас Аллах пониманием в религии
Подготовил: Муса Багилов
[1] Аль-Бухари № 812 и Муслим № 490
[2] Хадис под номером 492: «Абдулла Ибн Аббас увидев, что у стоящего в молитве Абдуллы Ибн Аль-Хариса волосы собраны сзади, подошел к нему и стал распускать их. Выйдя из молитвы, тот приступил к Ибн Аббасу и спросил его: "Что тебе было нужно от моих волос?" Он ответил: "Я слышал, как Посланник Аллаха, произнес: "Истинно, подобие этого, как подобие того, кто молится со связанными руками"».
[3]Абдухамид Ширвани комментирует эти слова следующим образом: «Это, как сказал Заркаши, относится только к мужчинам, но не женщинам»