Поклонение, совершаемое сознательно и искренне, в мирской жизни защищает человека от неверия и греха и возвеличивает его. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (аль-Маида 5/9); «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Анкабуд 29/45).
Во время намаза человеку запрещается не только смотреть по сторонам, но и отворачиваться от Великого и Могущего Аллаха душой. Аллах смотрит в лицо Своему рабу до тех пор, пока тот не отвлекаясь, совершает намаз, когда же человек отворачивается от Аллаха душой или начинает смотреть по сторонам, Всевышний Аллах также отворачивается от него. Айша как-то раз спросила посланника Аллаха о взглядах молящегося по сторонам, и он сказал ей:
“Это – воровство: так Шайтан ворует у раба Аллаха часть его награды за намаз” (Сахих аль-Бухари).
Имам Газали сказал: «Сколько есть тех, кто, совершая омовение, делает это небрежно. Сколько есть тех, кто, объясняет другим про намаз, хотя их никто не спрашивает. Они совершают намаз без чувства хушу в сердце. Если во время намаза их укусит муравей, то они оставив намаз станут заниматься этим муравьем. В то время как те, кто постиг величие Аллаха, не отвлекутся от намаза, даже если им отрежут руки и ноги. Если человека, стоящего перед падишахом ужалит скорпион, то он из уважения к падишаху даже не пошевелится. А тот, кто в намазе предстает перед Аллахом, должен проявлять несравненно большее уважение и покорность».
В одном предании упоминается, что Всевышний Аллах говорит человеку, отвлекающемуся во время намаза: “Ты отвернулся в сторону того, кто лучше Меня?”
Тот, кто отвлекается во время намаза, оглядываясь по сторонам или думая о чем-то другом выполняет указания Шайтана, так как именно его наущения становятся причиной появления посторонних мыслей во время намаза.
Этот молящийся не сравнится с другим, который во время намаза всем сердцем предается Всевышнему Аллаху. Он ощущает величие Аллаха, стоя перед Ним, его сердце переполняет благовейный страх, его голова покорно склоняется перед Ним, он стыдится своего Господа и не смеет смотреть по сторонам или думать о чем-то, кроме Него. Разница между этими двумя, как между небом и землей.
Обязательно выстаивайте все обязательные намазы — это предостережет вас от осуждаемого Аллахом.
Мы так устроены, что не можем отказаться от понравившегося нами, пока не получим взамен то, что устраивает нас еще больше. Так и с религией. Вы не откажетесь от грехов, пока не познаете вкус поклонения. А для этого нужна практика.
Чаще размышляйте над знамениями Всевышнего Аллаха. Рассуждайте о Его милостях к вам. Читайте Коран или хадисы неспешно, вдумчиво.
Напишите распорядок дня, в котором будет указано время и вид вашего поклонения. Старайтесь следовать ему и постепенно добавлять новые. Так, можно выстаивать пятикратный намаз и заучивать дуа, навестить родителей, убраться в квартире, заняться каким-либо видом спорта и т. п. В любом деле главное, намерение (ният) осуществить это ради довольства Всевышнего Аллаха. Ведь Аллах не желает нам затруднений!
Заучивайте со смыслом Его прекрасные Имена и это растопит ваше сердце в благодарности Ему. А благодарить Всевышнего на деле — это отказаться от совершения прежних грехов. И это то за чем следуют нацеленные добродеяния. То есть, раб Аллаха становится крепким настолько, что от отказа совершать грех переходит к добродетели.
В психологии описан феномен «белой обезьяны», который доказывает трудность борьбы с внешним влиянием внутри сознания. Суть феномена такова: когда один человек говорит другому: «Не думай о белой обезьяне», то тот начинает думать именно о белой обезьяне. Активная борьба с навязчивыми мыслями тоже приводит к такому результату. Чем больше говоришь себе о том, что справишься, тем меньше справляешься.
Какие бы сумасшедшие мысли и эмоции ни возникали, позволяйте им появляться и исчезать, словно они волны в океане. О чём бы вы ни помыслили, пусть мысль появится и исчезнет, без всякого напряжения.
Не цепляйтесь за мысль, не укрепляйте её и не потакайте ей. Не держитесь за мысль и не пытайтесь усилить её.
Ни следуйте за мыслями, ни приглашайте их.
Уподобьтесь океану, глядя на его волны, или небу, созерцая плывущие облака.
Islam-Today