بسم الله الرحمن الرحيم
Сказал Всевышний Аллах в Куране:
أَأَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ أَنْ يَخْسِفَ بِكُمُ الْأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ
«Обезопашены ли вы от того, кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется»
(Аль-Мульк; 67:16)
Авторитетный муфассир, имам аль-Куртуби аль-Малики (600- 671 х/1204-1274 м) сказал комментируя слова Аллаха: «Обезопашены ли вы от того, кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» (67:16):
قال ابن عباس: أأمِنتم عذاب من في السماء إن عصيتموه. وقيل: تقديره أأمِنتم من في السماء قدرته وسلطانُه وعرشُه ومملكتُه. وخصّ السماء وإن عَمّ مُلْكُه تنبيهاً على أن الإلٰه الذي تنفذ قدرته في السماء لا من يعظّمونه في الأرض. وقيل: هو إشارة إلى الملائكة. وقيل: إلى جبريل وهو المَلَك المُوَكّل بالعذاب.
قلت: ويحتمل أن يكون المعنى: أأمنتم خالق مَن في السماء أن يخسف بكم الأرض كما خسفها بقارون. { فَإِذَا هِيَ تَمُورُ } أي تذهب وتجيء. والمَوْر: الاضطراب بالذهاب والمجيء. قال الشاعر: رَمَيْنَ فأقْصَدْنَ القلوبَ ولن ترى دماً مائراً إلاّ جَرَى في الحَيازِم
جمع حَيْزوم وهو وسط الصدر. وإذا خُسف بإنسان دارت به الأرض فهو المَوْر. وقال المحققون: أمنتم مَن فَوقَ السماء؛ كقوله: { فَسِيحُواْ فِي ٱلأَرْضِ } [التوبة:2] أي فوقها لا بالمماسّة والتحيّز لكن بالقهر والتدبير. وقيل: معناه أمنتم مَن على السماء؛ كقوله تعالى: { وَلأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ ٱلنَّخْلِ } [طه:71] أي عليها. ومعناه أنه مديرها ومالكها؛ كما يقال: فلان على العراق والحجاز؛ أي واليها وأميرها. والأخبار في هذا الباب كثيرة صحيحة منتشرة، مشيرة إلى العلو؛ لا يدفعها إلا مُلْحدٌ أو جاهل معاند. والمراد بها توقيره وتنزيهه عن السّفل والتّحت. ووصفه بالعلوّ والعظمة لا بالأماكن والجهات والحدود لأنها صفات الأجسام. وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان
Сказал Ибн Аббас: «Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе, если вы будете ослушаться его». Также сказано: смысл его: Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе, Его силы, власти, Арша и правления. Всевышний Аллах обособил небо даже если Его власть является всеохватной указывая этим на то, что Бог — это Тот чье могущество осуществляется в небе, а не тот, кого они возвеличивают на земле. Также сказано: Это есть указание на ангелов. Еще сказано: Это указание на Джибриля, а он ангел уполномоченный исполнять наказания.
Я скажу: Обезопашены ли вы от Создателя тех, кто на небе, что Он не заставит землю поглотить вас, как Он заставил землю поглотить Каруна.
«Ведь тогда она заколеблется» т.е. будет уходить и приходить. «Аль-Мавру» это колебание уходом и приходом. Сказал поэт: «Они бросили и устремились к сердцам и ты никогда не увидишь текущей крови кроме как она будет течь в груди». «аль-Хаязим» - это множественное число слова «хайзум», что является срединной частью груди. И когда человек будет проваливаться, вращается под ним земля, а это и есть «аль-мавр».
Сказали мухаккики: «Обезопашены ли вы от того, кто над (фаука) небом», как слова Аллаха: «Вы странствуйте по земле» («ат-Тавба», 2) т.е. над землей не соприкасаясь и занимая место, а покорением и управлением.
Также сказано: смысл этого: «обезопашены ли вы от того, кто на (аля) небе». Как слова Всевышнего Аллаха: «Я непременно распну вас на пальмовых стволах» («Та Ха», 71) т.е. на пальме. И смысл этого, что Он управляет и властвует ею. Как говорят: некий над Ираком и Хиджазом т.е. правит и руководит ими.
Преданий по этой теме множество, они достоверны и распространены, и указывают на возвышенность (улюв), которую отвергает только еретик или упорствующий невежда. Под этим имеется ввиду почитание Аллаха, очищение Его от нахождения внизу и под чем-либо и описание Его возвышенностью и величием, но здесь не имеется ввиду описание Его местами, направлениями и границами, потому что это качества тел. Во время мольбы (дуа) поднимают руки к небу, потому что небо место откровений, дождя, Джибриля и источник очищенных ангелов. И потому что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его Арш и Рай. Как сделал Аллах Каабу киблой для мольб и намазов. Также потому что Всевышний создал места, и Он не нуждается в них. И Он был в предвечности до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас Такой каким был раньше».
[«Аль-Джами аль-Ахкам аль-Куран», 18/215-216]
Имам Абу Исхак аш-Шатыби аль-Малики (ум. 790 х/1388 м) сказал:
قوله تعالى يخافون ربهم من فوقهم [ النحل : 50 ] أأمنتم من في السماء [ تبارك : 16 ] وأشباه ذلك ، إنما جرى على معتادهم في اتخاذ الآلهة في الأرض ، وإن كانوا مقرين بإلهية الواحد الحق ; فجاءت الآيات بتعيين الفوق وتخصيصه تنبيها على نفي ما ادعوه في الأرض ; فلا يكون فيه دليل على إثبات جهة
«Cлова Всевышнего: «Они боятся своего Господа, который над ними» (16:50) и «Обезопашены ли вы от того, кто в небе» (67:16) и подобные этим. Поистине пошло у них (арабов) в привычку брать бога на земле, даже если они были утверждающими божественность Единого Всевышнего. Поэтому пришло в аятах указание на "над" (фаука), побуждая их к тому, что Он (Всевышний) не на земле. И нет в этом никакого довода на утверждение стороны (Аллаху)».
[Абу Исхак аш-Шатыби, «аль-Мувафакат», 4/154]
Имам Фахруддин ар-Рази аш-Шафии (544-606 х/1150-1210 м) комментируя этот аят сказал:
واعلم أن المشبهة احتجوا على إثبات المكان لله تعالى بقوله: { ءامِنتم مَّن فِى ٱلسَّمَاء } ، والجواب عنه أن هذه الآية لا يمكن إجراؤها على ظاهرها باتفاق المسلمين، لأن كونه في السماء يقتضي كون السماء محيطاً به من جميع الجوانب، فيكون أصغر من السماء، والسماء أصغر من العرش بكثير، فيلزم أن يكون الله تعالى شيئاً حقيراً بالنسبة إلى العرش، وذلك باتفاق أهل الإسلام محال، ولأنه تعالى قال:
{ قُل لّمَن مَّا فِى ٱلسَّمَـٰوَاتِ وَٱلأَرْضَ قُل لِلَّهِ }
[الأنعام: 12] فلو كان الله في السماء لوجب أن يكون مالكاً لنفسه وهذا محال، فعلمنا أن هذه الآية يجب صرفها عن ظاهرها إلى التأويل، ثم فيه وجوه: أحدها: لم لا يجوزأن يكون تقدير الآية: أأمنتم من في السماء عذابه، وذلك لأن عادة الله تعالى جارية، بأنه إنما ينزل البلاء على من يكفر بالله ويعصيه من السماء فالسماء موضع عذابه تعالى، كما أنه موضع نزول رحمته ونعمته وثانيها: قال أبو مسلم: كانت العرب مقرين بوجود الإله، لكنهم كانوا يعتقدون أنه في السماء على وفق قول المشبهة، فكأنه تعالى قال لهم: أتأمنون من قد أقررتم بأنه في السماء، واعترفتم له بالقدرة على ما يشاء أن يخسف بكم الأرض وثالثها: تقدير الآية: من في السماء سلطانه وملكه وقدرته، والغرض من ذكر السماء تفخيم سلطان الله وتعظيم قدرته، كما قال:
{ وَهُوَ ٱللَّهُ فِى ٱلسَّمَـٰوَاتِ وَفِى ٱلأَرْضِ }
[الأنعام: 3] فإن الشيء الواحد لا يكون دفعة واحدة في مكانين، فوجب أن يكون المراد من كونه في السموات وفي الأرض نفاذ أمره وقدرته، وجريان مشيئته في السموات وفي الأرض، فكذا ههنا ورابعها: لم لا يجوز أن يكون المراد بقوله: { مَّن فِى ٱلسَّمَاء } الملك الموكل بالعذاب، وهو جبريل عليه السلام، والمعنى أن يخسف بهم الأرض بأمر الله وإذنه
«Знай же, что мушаббиха приводят доводом на утверждении места Аллаху слова Всевышнего: «Обезопашены ли вы от того, кто в небе». Ответом на это является то, что по единогласному мнению всех мусульман нельзя понимать этот аят буквально, поскольку из «нахождения в небесах» вытекает, что небеса охватывают Его со всех сторон и в таком случае Он бывает меньше чем небеса,а небеса свою очередь намного меньше чем Арш, и отсюда выходит, что Всевышний является чем-то мелким по отношению к Аршу — а это по единогласному мнению мусульман является абсурдным.
Также (это абсурдно) по причине слов Всевышнего: «Скажи: "Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?" Скажи: "Аллаху!» (аль-Анъам, 12), если бы Всевышний был в небесах то получалось бы что Он является владыкой для себя, а это абсурд.
И теперь мы узнали, что обязуется отводить этот аят от буквального смысла к (другим приемлемым) толкованиям. Затем уже в этом аяте есть разные толкования:
1. первый: что препятствует тому, чтобы в аяте подразумевалось: «Обезопашены ли вы от того, чье наказание в небесах», и это потому что обычно Всевышний ниспосылает бедствия на тех, кто не уверовал в Него и ослушался Его из небес, и поэтому небеса являются местом (откуда ниспосылаются) наказания Всевышнего, подобно тому как небеса являются местом ниспослания Его милости и благ.
2. второй: сказал Абу Муслим: «арабы утверждали о существовании Господа, однако они были убеждены, что он находится в небесах подобно словам мушаббиха, и поэтому (смысл аята таков) как будто Всевышний обращаясь к ним сказал: «Обезопашены ли вы от того - в отношении, которого вы утверждаете, что он в небесах и признаете, что он может сделать все, что захочет - что Он не заставит землю поглотить вас?
3. третий: в аяте подразумевается: «Обезопашены ли вы от того, чье царство и мощь в небесах», целью упоминания небес — является (показать) великолепие царства Всевышнего и величие Его силы и мощи, как сказал Всевышний: «Он – Аллах на небесах и на земле» (аль-Анъам, 3), поистине одна вещь одним разом в двух местах не может быть, поэтому обязуется чтобы смыслом «нахождения Его в небесах и на земле» является — осуществление Его повелений силы и воли в небесах и на земле, подобным образом и тут (в вышеупомяном аяте) тоже.
4. четвертый: что препятствует тому чтобы в словах «того кто в небесах» имелся виду ангел которому поручают наказания, и это Джибриль (мир ему), и смысл таков: «что Он не заставит землю поглотить вас по велению и разрешению Всевышнего».
[Фахруддин ар-Рази, «Мафатих аль-Гъайб» (Тафсир аль-Кабир), 30/592]
Имам Хафизуддин ан-Насафи аль-Ханафи (ум. 710 х/1310 м) комментируя этот аят сказал:
ءامِنْتُمْ مَّن فِى ٱلسَّمَاءِ أي من ملكوته في السماء لأنها مسكن ملائكته ومنها تنزل قضاياه وكتبه وأوامره ونواهيه فكأنه قال: أأمنتم خالق السماء وملكه، أو لأنهم كانوا يعتقدون التشبيه وأنه في السماء، وأن الرحمة والعذاب ينزلان منه فقيل لهم على حسب اعتقادهم: أأمنتم من تزعمون أنه في السماء وهو متعالٍ عن المكان
«Сказал Всевышний: «Обезопашены ли вы от того, кто в небе», т.е. от того чье царство в небесах, поскольку небеса являются местом нахождения ангелов и оттуда (с небес) ниспосылаются Его книги, повеления и запреты и (смысл таков, что) как будто Он сказал им: «Обезопашены ли вы от Творца небес и Его царства», либо, потому что они исповедовали ташбих и что Он (буквально) в небесах и, что милость и наказание ниспосылаются от него, и поэтому Он сказал им в соответствии с их убеждениями: «Обезопашены ли вы от того, о ком вы думаете, что он в небесах, в то время как Он превыше того, чтобы занимать место».
[Ан-Насафи, «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль», 3/415]
Имам Абу Исхак ас-Са`ляби (ум. 427 х/1035 м) сказал в толковании этого аята:
{ أَأَمِنتُمْ مَّن فِي ٱلسَّمَآءِ } وقال ابن عباس: أمنتم عذاب مَنْ في السماء أن عصيتموه. وقيل: معنى { أَمِنتُمْ مَّن فِي ٱلسَّمَآءِ }: قدرته وسلطانه وعرشه ومملكته، وقيل: إنّما قال: { أَمْ أَمِنتُمْ مِّن فِي ٱلسَّمَآءِ } لأنّهم كانوا يعترفون بأنّه إله السماء، ويزعمون إنّ الأصنام آلهة الأرض، وكانوا يدعون الله من جهة السماء، وينتظرون نزول أمره بالرحمة والسطوة منها.
وقال المحقّقون: معنى قوله: { فِي ٱلسَّمَآءِ } أي فوق السماء كقوله تعالى: { فَسِيحُواْ فِي ٱلأَرْضِ } [التوبة: 2]، أي فوقها لا بالمماسة والتحيز ولكن بالقهر والتدبير.
وقيل: معناه على السماء كقوله:{ وَلأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ } [طه: 71] ومعناه: إنّه مالكها ومدبّرها والقائم عليها، كما يقال: فلان على العراق والحجاز، وفلان على خراسان وسجستان يعنون أنّه واليها وأميرها.
وأعلم أنّ الآيات والأخبار الصحاح في هذا الباب كثيرة وكلّها إلى العلو مشيرة، ولا يدفعها إلاّ ملحد جاحد أو جاهل معاند، والمراد بها والله أعلم توقيره وتعظيمه وتنزيهه عن السفل والتحت، ووصفه بالعلو والعظمة دون أن يكون موصوفاً بالأماكن والجهات والحدود والحالات؛ لأنّها صفات الأجسام وأمارات الحدث والله سبحانه وتعالى كان ولا مكان فخلق الأمكنة غير محتاج إليها، وهو على ما لا يزل، ألا يرى أنّ الناس يرفعون أيديهم في حال الدعاء إلى السماء مع إحاطة علمه وقدرته ومملكته بالأرض وغيرها أحاطتها بالسماء، إلاّ أنّ السماء مهبط الوحي ومنزل القطر ومحلّ القدس ومعدن المطهرين المقرّبين من ملائكته، وإليها تُرفع أعمال عباده وفوقها عرشه وجنّته وبالله التوفيق
«Сказал Ибн Аббас: «Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе, если вы будете ослушаться Его». Также сказано: смысл его: Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе, Его силы, власти, Арша и правления. Также сказали: «Поистине сказано: «Обезопашены ли вы от того, кто в небе» потому что они признавали, что Он Господь небес и полагали, что идолы «божества» земли, и они призывали к Аллаху в сторону неба и оттуда ожидали Его милость и могущество.
Сказали мухаккики: «Обезопашены ли вы от того, кто над (фаука) небом», как слова Аллаха: «Вы странствуйте по земле» («ат-Тавба», 2) т.е. над землей не соприкасаясь и занимая место, а покорением и управлением.
Также сказано: смысл этого: «Обезопашены ли вы от того, кто на (аля) небе». Как слова Всевышнего Аллаха: «Я непременно распну вас на пальмовых стволах» («Та Ха», 71) т.е. на пальме. И смысл этого, что Он управляет и властвует ею. Как говорят: некий над Ираком и Хиджазом т.е. правит и руководит ими.
Знай, что поистине аятов и передач по этой теме множество, они достоверны и распространены и указывают на возвышенность (улюв), которую отвергает только еретик или упорствующий невежда. Под этим имеется ввиду почитание Аллаха, очищение Его от нахождения внизу и под чем-либо и описание Его возвышенностью (улюв) и величием, но здесь не имеется ввиду описание Его местами, направлениями, границами и признаками сотворенности, потому что это качества тел. А Всевышний был и не было место и Он сотворил место, не нуждаясь в нем, и Он не перестает быть таким. Разве не видят, что люди поднимают руки к небесам во время мольбы в то время как знание, сила и владение Всевышнего охватывают и землю и другое, также как и небеса, кроме как небеса являются местом спускания пророчества, местом света, обитанием чистых приближенных ангелов, и к ним (небесам) поднимаются деяния рабов и над ним Его Аш и Рай. И От Аллаха помощь».
[«Аль Кашфу валь Баян фи Тафсириль Куран», 9/359-360]
Имам Абуль-Хайр аль-Байдави аш-Шафии (ум. 685 х/1286 м) сказал в толковании этого аята:
{ أَأَمِنْتُمْ مَنْ فِى ٱلسَّمَاء } يعني الملائكة الموكلين على تدبير هذا العالم، أو الله تعالى على تأويل { مَّن فِى ٱلسَّمَاء } أمره أو قضاؤه، أو على زعم العرب فإنهم زعموا أنه تعالى في السماء،
«Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе» имеются ввиду ангелы уполномоченные управлением это мира. Либо имеется ввиду (т.е. под словом «Того») Всевышний согласно толкованию аята «того, кто в небе» Его повеления и Его решение. Либо в соответствии с предположениями арабов, ведь поистине они полагали, что Всевышний в небесах».
[«Анвар ат-Танзил ва Асрар ат-Таъвиль», 5/230]
Имам Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 х/1256-1344 м) сказал:
{ من في السماء }: هذا مجاز، وقد قام البرهان العقلي على أن تعالى ليس بمتحيز في جهة، ومجازه أن ملكوته في السماء لأن في السماء هو صلة من، ففيه الضمير الذي كان في العامل فيه، وهو استقر، أي من في السماء هو، أي ملكوته، فهو على حذف مضاف، وملكوته في كل شيء. لكن خص السماء بالذكر لأنها مسكن ملائكته وثم عرشه وكرسيه واللوح المحفوظ، ومنها تنزل قضاياه وكتبه وأمره ونهيه، أو جاء هذا على طريق اعتقادهم، إذ كانوا مشبهة، فيكون المعنى: أأمنتم من تزعمون أنه في السماء؟ وهو المتعالي عن المكان. وقيل: من على حذف مضاف، أي خالق من في السماء. وقيل: من هم الملائكة. وقيل: جبريل، وهو الملك الموكل بالخسف وغيره. وقيل: من بمعنى على، ويراد بالعلو القهر والقدرة لا بالمكان، وفي التحرير: الاجماع منعقد على أنه ليس في السماء بمعنى الاستقرار، لأن من قال من المشبهة والمجسمة أنه على العرش لا يقول بأنه في السماء.
«Это образное выражение, и поистине установлен довод на то, что Всевышний не находится в какой-то стороне, и смысл его, что царство его в небесах... а его царство то везде. Однако Всевышний обособил/выделил небеса, поскольку небеса являются местом пребывания ангелов, затем Арша, Курси и Лавхуль Махфуз. Оттуда ниспосылались Его решения, Книги, повеления и запреты.
Либо было сказано в соответствии с их убеждениями, поскольку они были уподобляющими Аллаха творению (мушаббиха), и тогда смысл будет таким: «Обезопашены ли вы от того, кто в небе в то время как Он превыше того, чтобы занимать место».
Либо в нем есть сброшенный «мудав/отнесенный» т.е. смысл будет таким: «от Творца того, кто в небесах», также сказали, что под словом «того» имеются виду ангелы, сказали также, что Джибриль и он является ангелом уполномоченным на причинение неприятностей.
Сказали также, что «того» в смысле «над» (аля) (т.е. того, кто над небесами), и имелось ввиду возвышенность владения и могущества, но не возвышенность местом.
В «Тахрире» сказано: «Заключилось единогласное мнение на том, что Он не находится в небесах в смысле утверждения, поскольку мушаббиха и муджассима, которые говорят, что Он над Аршем (буквально), не говорят, что Он в небе».
[Абу Хайян аль-Андалуси, «Бахруль Мухит», 10/226-227]
Имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (510- 597 х/1117-1201 м) сказал:
ومن الآيات قوله تعالى "ءأمنتم من في السماء" (الملك 16 ) قلت وقد ثبت قطعا أنها ليست على ظاهرها لأن لفظة في للظرفية والحق سبحانه غير مظروف وإذا منع الحس أن يتصرف في مثل هذا بقي وصف العظيم بما هو عظيم عند الخلق
«Еще в одном из аятов сказано: «Неужели вы сомневаетесь в том, что тот, кто на небе» (67:16).
Я скажу: Определенно нет сомнения в том, что данный аят не следует понимать буквально. В нем употреблена частица «фи» («в»), она указывает на пространство и время, а как известно, Аллах не ограничен ни тем, ни другим. Поскольку в данном случае физически ощутимая трактовка аята не допустима, то мы можем описывать Аллаха только атрибутами, указывающими на его величие».
[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубхат ат-ташбих», стр. 139]
Ханбалитский ученый, имам Муджийруддин ибн Мухаммад аль-Макдиси (860-927 х/1456-1522 м) сказал в комментарии к этому аяту:
وهذا المحل من المتشابه الذي إستأثر الله بعلمه ، نؤمن به ولا نتعرض إلى معناه ، ونكل العلم فيه إلى الله ، قال ابن عباس: أأمِنتم عذاب من في السماء إن عصيتموه
«Тот, кто в небе» это место из аятов с неясным смыслом – «муташабихат» – знанием которого владеет лишь Аллах. Мы верим в это, не вдаемся в их смысл и оставляем знание об этом Аллаху.
Сказал Ибн Аббас: «Обезопашены ли вы от наказания того, кто в небе, если вы будете ослушаться его».
[«Фатху р-Рахман фи тафсир аль-Куръан», 7/114; Дарун Навадир: 1432/2011]
Книга дает краткий обзор истории ниспослания Корана и его сохранения до нынешних дней, рассказывает о темах, затрагиваемых в Коране, его необыкновенных свойствах, принципах раскрытия значений Священной книги. Кроме того, дается ответ на сомнения, внушаемые критиками ислама.
Автор книги – Мухаммад Такы Усмани, один из самых авторитетных современных муфтиев мира.
При переводе аятов Корана использовался, как правило, несколько измененный нами перевод Э. Кулиева.
Посвящается моему почтенному отцу, муфтию Мухаммаду Шафи (милость ему Аллаха), который открыл мне милосердие бесподобного родителя, безупречного учителя, проницательного покровителя и наставника. К нему из всех на этом свете обращены мои любовь и преданность. Да пребудет с ним милость Аллаха!
Этот небольшой труд я с готовностью посвящаю отцу без его предварительного на то согласия.
Мухаммад Такы Усмани
Перед вами сокращенный перевод биографии имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари из книги «Табакат шафиийя аль-кубра» выдающегося шафиитского ученого Таджуддина ас-Субки.
Автор довольно подробно рассказывает о жизни имама, его учениках, книгах и приводит цитаты известных ученых об имаме. Также в данной книге вы ознакомитесь с высказываниями имама аль-Аш’ари по некоторым вопросам, связанным с вероубеждением суннитов.
"Салафия" признано в Таджикистане экстремистским, сообщил журналистам председатель аппарата Верховного суда страны Хабибулло Амирбеков, передает РИА Новости.
"Соответствующее решение было вынесено Верховным судом. Деятельность веб-сайта течения тоже запрещена и заблокирована на территории Таджикистана", — сказал он.
В начале 2009 года Верховный суд Таджикистана признал деятельность религиозно-фундаменталистского течения "Салафия" незаконной и принял решение о запрете ее деятельности на территории страны. Данное решение было принято на основании обращения Генеральной прокуратуры, предоставившей факты, что "Салафия" представляет угрозу госбезопасности Таджикистана, его конституционному строю, также способствуя разжиганию межрелигиозной и этнической розни. Членами этого течения в основном являются выпускники религиозных образовательных учреждений Пакистана, Сирии, Йемена, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.
Амирбеков отметил, что последователи "Салафии" будут преследоваться по статье 307 УК Таджикистана (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Первый приговор в отношении приверженцев "Салафия" в стране был вынесен в 2010 году судом столичного района Сино, осудившего семь салафитов.
С 2006 года по предложению Генеральной прокуратуры страны в список запрещенных организаций включены 10 экстремистских групп, в том числе "Аль-Каида", "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ), "Джамоати Таблиг", "Талибан", "Точикистони озод", "Хизб-ут Тахрир" и другие.
В Сирии взорвана могила известного исламского богослова имама ан-Навави.
Могила простояла с XIII века после смерти ученого. Однако, как сообщаетагентство Сирийская обсерватория по правам человека, была взорвана членами группировки Фронт ан-Нусра (считающаяся сирийским подразделением Аль-Каиды).
Могила имама находится на юге Сирии в городе Нава, который в ноябре военные группировки отвоевали у режима Асада.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что недопустимо притеснять мусульман из-за недавних терактов в Париже, которые были совершенны экстремистами. Иначе это может вызвать волну насилия. Кстати, за последние дни в мире прошли несколько нападений на почве религии. Об этом сообщает ТАСС.
После последних событий во Франции, Пан Ги Мун особенно предупреждает о невозможности репрессий против мусульман. Подобные действия могут лишь играть на руку террористам. Он призвал «наращивать усилия по поощрению терпимости и понимания», а страны – с двойной силой бороться с терроризмом во всех его проявлениях.
Источник: al-fatava.com
Итак, вначале приведем тексты хадисов:
[1].
إذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلَاةٍ فَلْيَقُلْ: يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا, فَإِنَّ لِلَّهِ فِي الْأَرْضِ حَاضِرًا, سَيَحْبِسُهُ
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
Передали этот хадис ат-Табарани, Абу Йяля, Ибн ас-Суни, аль-Хайсами.
[2].
إن لله ملائكة في الأرض سوى الحفظة يكتبون ما يسقط مِن وَرَقِ الشجر, فإذا أصاب أحدَكم عُرْجة بأرضٍ فلاةٍ فلينادِ : أعِينوا عبادَ الله
«Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, кроме ангелов-хранителей, (которые) записывают каждый лист, падающий с деревьев. И, если у кого-нибудь возникнет проблема в безлюдной пустыне, пусть воззовет: «Помогите, о рабы Аллаха»».
Этот хадис передали аль-Баззар в книге «Аль-Муснад». Аль-Хайсами говорит в книге «Маджмауз-Заваид»: «Передатчики достоверные», — а также [этот хадис приводит] аль-Байхаки в «Шуабуль-Иман» с хорошим иснадом.
[3].
إذا أضَلَّ أحَدُكُم شَيْئاً أوْ أرادَ غَوْثاً وهُوَ بِأرْضٍ لَيْسَ بِها أنِيسٌ فَلْيَقُلْ: يا عِبادَ الله أغِيثُونِي يا عِبادَ الله أغِيثُونِي, فإِنَّ لله تعالى عِباداً لا يَراهُمْ
«Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, в которой у него нет спутника, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!» Ведь у Всевышнего Аллаха есть рабы, которых они не видят».
Этот хадис передали ат-Табарани, ас-Суюти и аль-Хайсами.
Шамсуддин ибн Муфлих аль-Ханбали (708-763 гг. по хиджре/1308-1362 гг.) сказал в книге «Аль-Адаб аш-Шаръийя»:
فصل فيما يقول من انفلتتْ دابته أو ضلّ الطريق
وروى ابن السني في كتابه عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : { إذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلَاةٍ فَلْيَقُلْ يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا فَإِنَّ لِلَّهِ فِي الْأَرْضِ حَاضِرًا سَيَحْبِسُهُ } قال عبد الله بن إمامنا أحمد سمعت أبي يقول : حججتُ خمسَ حججٍ منها اثنتين راكبا وثلاثا ماشيا او ثلاثا راكبا واثنتين ماشيا، فضللتُ الطريقَ في حجة وكنت ماشيا، فجعلت أقول : يا عبادَ الله دُلُّونا على الطريق، فلم أزل أقولُ ذلك حتى وقعتُ على الطريق
Глава о том, что скажет тот, у кого сбежало животное или кто сам заблудился
Ибн ас-Суни в своей книге передает от Абдуллаха ибн Масуда , что Посланник Аллаха сказал:
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
Сказал Абдуллах, сын нашего имама (Ахмада): «Я слышал, что мой отец (имам Ахмад) сказал:
«Я пять раз ездил в хадж. Из них два раза — верхом, три — пешком или три — верхом, два — пешком. В одно из пеших паломничеств я заблудился и стал произносить: «О рабы Аллаха, укажите нам дорогу», — и продолжал произносить это, до того пока не нашел дорогу»»1.
Этот случай передал от имама Ахмада его родной сын Абдуллах. Кроме Ибн Муфлиха, также передали этот случай с имамом Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (сказав, что иснад достоверный), аль-Байхаки в «Шуабуль-Иман» (с хорошим иснадом), Ибн Касир в «Аль-Бидая ван-Нихая», Джалалуддин ас-Суюты в «Аль-Хабаик фи Ахбариль-Малаик».
Мухаддис, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре/994-1066 гг.) сказал в книге «Аль-Адаб»:
أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ ، حَدَّثَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ هُوَ الأَصَمُّ ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الْمَلِكِ بْنُ عَبْدِ الْحَمِيدِ ، حَدَّثَنَا رَوْحٌ ، حَدَّثَنَا أُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ أَبَانَ بْنِ صَالِحٍ ، عَنْ مُجَاهِدٍ ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ , قَالَ : » إِنَّ لِلَّهِ مَلائِكَةً فِي الأَرْضِ يَكْتُبُونَ مَا يَقَعُ فِي الأَرْضِ مِنْ وَرَقِ الشَّجَرِ ، فَإِنْ أَصَابَتْ أَحَدًا مِنْكُمْ عَرْجَةً أَوِ احْتَاجَ إِلَى عَوْنٍ بِفَلاةٍ مِنَ الأَرْضِ فَلْيَقُلْ : أَعِينُوا عِبَادَ اللَّهِ رَحِمَكُمُ اللَّهُ ، فَإِنَّهُ يُعَانُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ « هَذَا مَوْقُوفٌ عَلَى ابْنِ عَبَّاسٍ ، مُسْتَعْمَلٌ عِنْدَ الصَّالِحِينَ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ لِوُجُودِ صِدْقِهِ عِنْدَهُمْ فِيمَا جَرَّبُوا . وَبِاللَّهِ التَّوْفِيقُ
«Воистину, у Аллаха есть ангелы на земле, которые записывают падающие на землю листья деревьев. Если кто-то из вас захромает или будет нуждаться в помощи в безлюдном месте на земле, пусть скажет: «Помогите мне, о рабы Аллаха, да будет милостив к вам Аллах», — и, воистину, ему помогут, если будет на то Воля Аллаха».
Далее аль-Байхаки говорит: «Этот хадис останавливается на Ибн Аббасе . Это используют праведники из числа людей знания, потому что они испытали этот метод и убедились в том, что он приносит пользу. И от Аллаха помощь!»2.
Алляма, захид и факих, шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. по хиджре/1233-1277 гг.) сказал в книге «аль-Азкар мин Калями Саййидиль-Абрар»:
باب ما يقول إذا انفلتتْ دابّته
رَوَيْنا في كتاب ابن السني عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : إِذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلاَةٍ فَلْيُنَادِ : يَا عِبَادَ اللهِ ، احْبِسُوا يَا عِبَادَ اللهِ احْبِسُوا : فَإِنَّ لِلَّهِ عز وجل فِي الأَرْضِ حَاصِرًا سيَحبِسه
قلت : حكى لي بعض شيوخنا الكبار في العلم أنه افلتتْ له دابة أظنّها بَغلة ، وكان يعرِف هذا الحديث ، فقاله ، فحبّسها الله عليهم في الحال ، وكنت أنا مرة مع جماعة ، فانفلتتْ منها بهيمة وعجَزوا عنها ، فقلته ، فوقفت في الحال بغير سبب سوى هذا الكلام
«Глава о том, что скажет (мусульманин), когда убежит его животное
(Наши шейхи передали нам): Ибн ас-Сунни от Абдуллаха ибн Масуда , что Посланник Аллаха сказал:
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха, Всемогущего и Великого, есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
(Слова ан-Навави о хадисе): один великий шейх в науке (Мухаммад ибн Абиль-Ясар) рассказывал нам о таком случае. Однажды убежало его животное. Думаю, что это был мул. Он знал этот хадис и произнес эти слова. И Аллах сразу остановил его [мула].
И я (ан-Навави) как-то раз был рядом с одними людьми. И от них убежало животное, и его не смогли поймать. И я произнес слова из хадиса. Животное сразу остановилось на месте, без какой-либо причины, кроме этих слов»3.
Великий ученый, мухаддис и муфассир Абуль-Касим ат-Табарани (260-360 гг. по хиджре/873-971 гг.) пишет в книге «Аль-Муджам аль-Кабир» к хадису:
عن عُتْبَة بن غَزْوان عن نبي الله صلى الله عليه و سلم قال : إذا أضَلَّ أحَدُكُم شَيْئاً أوْ أرادَ عَوْناً وهُوَ بِأرْضٍ لَيْسَ بِها أنِيسٌ فَلْيَقُلْ يا عِبادَ الله أغِيثُونِي يا عِبادَ الله أغِيثُونِي فإِنَّ لله تعالى عِباداً لا نَراهُمْ
وقد جُرِّب ذلك
«От Утба ибн Газвана: Пророк сказал: «Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, где нет у него спутника, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!» Ведь у Всевышнего Аллаха есть рабы, которых мы не видим».
Ат-Табарани: «Это было опробовано»»4.
Как мы видим, имам ат-Табарани не только передал этот хадис, но и добавил, что «это было опробовано», то есть согласно этому хадису поступали. Но в наши дни появились люди, которые считают это ширком. Можно удивляться их уму, если, конечно, он у них вообще есть.
Более интересно, что некоторые стараются обратить внимание на иснад хадиса и обманывать невежд этим приемом. Но у них остается без ответа вопрос: что будет с теми имамами, которые практиковали этот «ширк»?!
Сказал мухаддис Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014-м г. по хиджре/1606-м г.) в шархе на «Хинсуль-Хасин», что Пророк сказал:
اذا انفلتت دابة احد كم بارض فلاة فليناد يا عباد الله احبسوا
المراد بهم الملىكة او المسلمون من الجن او رجال الغيب المستمون بابدال
هذا حديث حسن يحتاج اليه المسافرون وانه مجرب
«Если от кого-либо убежало животное, то ему следует сказать: «О рабы Аллаха, остановите его»».
Далее он комментирует слова «рабы Аллаха»: «Под ними имеются в виду ангелы и мусульмане из джиннов и скрытых людей, то есть абдалов».
Также он сказал: «Этот хадис – хасан (хороший), путешественники нуждаются в нем, и это было опробовано»5.
1.Ибн Муфлих, Аль-Адаб аш-Шаръийя, 1/457; Бейрут: 1419/1999.
2.Абу Бакр аль-Байхаки, «Аль-Адаб», раздел «Баб аль-Мувасати маа аль-Асхаб», с. 267.
3.Мухйиддин ан-Навави, Аль-Азкар, 1/256; ар-Рияд, 1417/1997.
4.Абуль-Касим ат-Табарани, Аль-Муджам аль-Кабир, 17/117-118; Каир: Мактабату Ибн Таймийя: 1404/1983.
5.«Шарх Хисну Хасин, Аль-Хирз ас-Самин», с. 378.
В этой книге раскрывается вопросы, связанные с религиознным экстремизмом и особенно идеологией ваххабизма. Подрробно раскрываются и разоблачаются неверные утверждения, встречающиеся в идеологии ваххабизма.
Главной задачей этой книги является профилактика, предупреждение и противодействие псевдорелигиозным течениям, предостережение нашей молодежи от их пагубного влияния, сохранение мира, спокойствия и стабильности в обществе посредством духовного просвещения народа.
Данная публикация рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вероучением мусульманской религии.
بسم الله الرحمن الرحيم
Источник: al-fatava.com
Продолжая темы о сифатах Всевышнего Аллаха, в этот раз хотели ознакомить вас с мнениями ученых Ахли Сунны о том занимает ли Аллах Всевышний место/макан. Не смотря на всю ущербность мнения о том, что Аллах занимает какое-то место, к сожалению все еще находятся люди, которые приписывают подобный недостаток Господу миров.
Итак, рассмотрим, что же говорили ученые этой Уммы относительно этого вопроса.
В начале приведем позицию имама этой Уммы - Имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах, по поводу этого вопроса.
Многие интересуются позицией Имама Абу Ханифы относительно вопроса занимания места. Всем известны его слова: «Кто скажет, что я не знаю Аллах на небе или на земле, тот впал в неверие».
Не совсем очевидный смысл этих слов стал причиной того, что разные группы приводят их в свою пользу, толкуя так, как подходит их позиции.
Однако, чтобы выяснить действительную позиции кого-либо в определенном вопросе самым правильным путем является собирание всех его высказываний по этому поводу, а не прибегать лишь к не совсем ясным словам.
С этой целью я захотел собрать все высказывания Абу Ханифы по поводу джихата/стороны, макана/места и истикрар/утверждение. Он говорит в рисале «Аль Васийя» следующее:
ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ
«Видение всевышнего Аллаха для обитателей Рая, без кейфийи (образа) без ташбиха (подобия) и без джихата (стороны) является истиной».
Также говорит в этой же рисале:
ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا
«Мы утверждаем: Всевышний Аллах, субханаху ва таъаля, совершил истива над троном без какой-либо нужды в этом и без истикърара (утверждения, занимания места).
Он хранитель арша и всего другого помимо арша, без какой-либо нужды.
Если бы Он нуждался в чем-то, то Он не был бы в состоянии сотворить миры и управлять ими, как творениями.
Если бы Он нуждался в том, чтобы сидеть (джулюс) на арше и в занимании места (къарар), тогда где был Аллах до создания арша? Превыше Аллах от всего этого великим превознесением!».
Говорит Имам Абу Ханифа в другой своей книге «Аль Фикхуль Абсат»:
قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلقٌ ولا شيْءٌ وهو خالق كلِّ شيْءٌ
«Сказал: Если скажут где всевышний Аллах, что сказать?
(Абу Ханифа) сказал: Всевышний Аллах был и не было места пока Он не сотворил все творения.
И был Аллах всевышний и не было «где?» (места), не было творений, не было ничего. И Он творец всякой вещи».
Примечание: Эти вышеприведенные слова Имама Абу Ханифы в вопросах джихата, макана и истикрара являются достаточно ясными словами выражающими его позицию. Любопытно еще и то, что те, которые без каких-либо оснований отрицают принадлежность этих книг Имаму Абу Ханифе, приводят слова «на небе или на земле...» из этой же книги «Аль Фикхуль Абсат»...
Шафиитский ученый Абдуль Кахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) передает, что в вопросе того, что Аллах всевышний пречист от занимания места и влияния времени, состоялась иджмаъ:
وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان
«Сошлись ученые на том, что всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет над Ним время. Вопреки группам "Аль Хишамия" и "Аль Каррамия", которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с троном/арш.
Сказал Повелитель правоверных Али, радийаЛлаху анх: "Поистине, Всевышний Аллах сотворил трон, дабы явить Могущество Свое, но не как место для Сущности Своей".
И также сказал: "Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места"».
Источник: Абдуль Кахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ байнал Фиракъ: 333
Бейрут: Аль Мактабатуль Асрийя: 1416/1995
Великий шафиитский ученый, Имамуль Харамейн Абуль Мали Аль Джувейни (419-478 х/1028-1085 м) говорит:
مذهبُ أهلِ الحقِّ قاطِبةً أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى يتعالى عن الحيِّزِ والتخصُّصِ بالجِهاتِ
وذهَبتِ الكرَّامية وبعضُ الحشويَّةِ , إلى أنَّ الباريَ - تعالى عن قولهم - متحيِّزٌ مختصٌ بجهةِ فوقٍ , تعالى الله عن قولهم
«Мазхаб ахлюль хакк (позиция людей истины) полностью на том, что Аллах свят Он и велик превыше от того, чтобы занимать пространство и быть в сторонах.
А "Каррамиты" и часть "Хашавитов" в том мнении, что Всевышний - который превыше их слов – занимает место в пространстве и наверху, превыше Всевышний от их речей».
Источник: Абуль Мали Аль Джувейни: Аль Иршад: 39
Египет: Мактабатуль Ханджи: 1369/1950
Ханафитский ученый Ибн Нуджейм Аль Мисри (ум. 970х/1563 м) в главе "Хукм Муртадов" приводя слова, которые выводят человека из Ислама, говорит:
وبإثباتِ المكانِ لله تعالى , فإن قال الله في السماءِ فإن قصد حكايةَ ما جاءَ في ظاهرِ الأخبارِ لا يكفُر وإن أرادَ المكانَ كفَر , وإن لم يكن له نيةٌ كفَر عند الأكثر , وهو الأصحُّ وعليه الفتوى
«И с утверждением места всевышнему Аллаху (человек входит в куфр). Если же кто-то скажет "Аллах на небесах" и целью его будет пересказ того, что пришло в захире сообщений, то он не становится кафиром.
Если же имел ввиду место (Аллаху), то становится кафиром. И если даже у него не было какого-либо намерения, то он становится кафиром у большинства (ученых). И это является наиболее сильным/асах мнением и фетва дается по нему».
Источник: Ибн Нуджейм: Аль Бахрур Раик Шарху Канзид Дакаик: 5/202-203
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1418/1997
Примечание: Это же мнение приводит в своей книге «Маджмауль Анхур фи Шархи Мультакъаль Абхур» ханафитский ученый Шейхи Заде Абдур Рахман бин Мухаммад бин Сулейман (ум. 1078 х/1667 м).
Также это мнение подтверждается и приводится в книге «Аль Фатаваль Хиндийя» собранной 23-мя ханафитскими факихами с Индии.
Также подобная фатва приводится у большого ханафитского ученого Фахруддина Къази Хана (ум. 596 х/1196 м) в его известной книге «Фатава Къази Хан» в главе "Вероотступничество".
Древний ханафитский ученый Аль Хаким Ас Самарканди (ум. 345 х/956 м) в книге «Ас Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:
أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه
«Следует муъмину, чтобы не утверждал Всевышнему ни "место", ни "приход", ни "уход" и ни одного сифата из сифатов присущих творению, поскольку полноценный иман - это чтоб он познал Аллаха всевышнего и не занимался Его качествами».
Источник: Аль Хаким Ас Самарканди: Ас Савадуль Азам: 66
Стамбул: Мактабату Ясин: 2011
Шафиитский ученый Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль Асма вас Сифат» приводит от Абу Сулеймана Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) следующее:
وليس معنى قولِ المسلمينَ إنّ اللهَ استوى على العرشِ هو أنَّه مُمُاسٌّ له , أو متَمكِّن فيه, أو متَحيِّز في جهةٍ من جهاتِه , لكنَّه بائنٌ مِن جميعِ خلْقِه , وإنما هو خبرٌ جاء به التوقيف فقلنا به , ونفينا عنه التكييفَ , إذْ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير
«Не является смыслом слов мусульман - "Аллах истава над Троном", - что Он касается его, или же утвердился на нем, или же находится в какой-то из сторон. Однако, (смысл их), что Он отделен от всех творений.
Это то, что пришло в Шариате и мы (также) говорим это и отрицаем образ от Него (Всевышнего), как пришло в аяте "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"».
Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Асма вас Сифат: 369
Каир: Аль Мактабатуль Азхарийяту лит Турас
Также Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей другой книге «Аль Итикъад» говорит:
في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف , بلا أين , بائنٌ مِن جميعِ خلقِه
«В общем, обязательно знать, что "истава" Аллаха – субханаху ва таъаля – не является ни выпрямлением искривленного, ни истикърар/утверждением на месте, ни соприкасанием с Его творениями.
Однако, Он - истава над Своим троном так, как Он сообщил, и без "как?", и без "где?", отделен от всех Своих творений».
Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Итикъад: 121
Рияд: Даруль Фадиля: 1420/1999
بسم الله الرحمن الرحيم
Источник: al-fatava.com
Продолжая темы о сифатах Всевышнего Аллаха, в этот раз хотели ознакомить вас с мнениями ученых Ахли Сунны о том занимает ли Аллах Всевышний место/макан. Не смотря на всю ущербность мнения о том, что Аллах занимает какое-то место, к сожалению все еще находятся люди, которые приписывают подобный недостаток Господу миров.
Итак, рассмотрим, что же говорили ученые этой Уммы относительно этого вопроса.
В начале приведем позицию имама этой Уммы - Имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах, по поводу этого вопроса.
Многие интересуются позицией Имама Абу Ханифы относительно вопроса занимания места. Всем известны его слова: «Кто скажет, что я не знаю Аллах на небе или на земле, тот впал в неверие».
Не совсем очевидный смысл этих слов стал причиной того, что разные группы приводят их в свою пользу, толкуя так, как подходит их позиции.
Однако, чтобы выяснить действительную позиции кого-либо в определенном вопросе самым правильным путем является собирание всех его высказываний по этому поводу, а не прибегать лишь к не совсем ясным словам.
С этой целью я захотел собрать все высказывания Абу Ханифы по поводу джихата/стороны, макана/места и истикрар/утверждение. Он говорит в рисале «Аль Васийя» следующее:
ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ
«Видение всевышнего Аллаха для обитателей Рая, без кейфийи (образа) без ташбиха (подобия) и без джихата (стороны) является истиной».
Также говорит в этой же рисале:
ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا
«Мы утверждаем: Всевышний Аллах, субханаху ва таъаля, совершил истива над троном без какой-либо нужды в этом и без истикърара (утверждения, занимания места).
Он хранитель арша и всего другого помимо арша, без какой-либо нужды.
Если бы Он нуждался в чем-то, то Он не был бы в состоянии сотворить миры и управлять ими, как творениями.
Если бы Он нуждался в том, чтобы сидеть (джулюс) на арше и в занимании места (къарар), тогда где был Аллах до создания арша? Превыше Аллах от всего этого великим превознесением!».
Говорит Имам Абу Ханифа в другой своей книге «Аль Фикхуль Абсат»:
قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلقٌ ولا شيْءٌ وهو خالق كلِّ شيْءٌ
«Сказал: Если скажут где всевышний Аллах, что сказать?
(Абу Ханифа) сказал: Всевышний Аллах был и не было места пока Он не сотворил все творения.
И был Аллах всевышний и не было «где?» (места), не было творений, не было ничего. И Он творец всякой вещи».
Примечание: Эти вышеприведенные слова Имама Абу Ханифы в вопросах джихата, макана и истикрара являются достаточно ясными словами выражающими его позицию. Любопытно еще и то, что те, которые без каких-либо оснований отрицают принадлежность этих книг Имаму Абу Ханифе, приводят слова «на небе или на земле...» из этой же книги «Аль Фикхуль Абсат»...
Шафиитский ученый Абдуль Кахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) передает, что в вопросе того, что Аллах всевышний пречист от занимания места и влияния времени, состоялась иджмаъ:
وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان
«Сошлись ученые на том, что всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет над Ним время. Вопреки группам "Аль Хишамия" и "Аль Каррамия", которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с троном/арш.
Сказал Повелитель правоверных Али, радийаЛлаху анх: "Поистине, Всевышний Аллах сотворил трон, дабы явить Могущество Свое, но не как место для Сущности Своей".
И также сказал: "Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места"».
Источник: Абдуль Кахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ байнал Фиракъ: 333
Бейрут: Аль Мактабатуль Асрийя: 1416/1995
Великий шафиитский ученый, Имамуль Харамейн Абуль Мали Аль Джувейни (419-478 х/1028-1085 м) говорит:
مذهبُ أهلِ الحقِّ قاطِبةً أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى يتعالى عن الحيِّزِ والتخصُّصِ بالجِهاتِ
وذهَبتِ الكرَّامية وبعضُ الحشويَّةِ , إلى أنَّ الباريَ - تعالى عن قولهم - متحيِّزٌ مختصٌ بجهةِ فوقٍ , تعالى الله عن قولهم
«Мазхаб ахлюль хакк (позиция людей истины) полностью на том, что Аллах свят Он и велик превыше от того, чтобы занимать пространство и быть в сторонах.
А "Каррамиты" и часть "Хашавитов" в том мнении, что Всевышний - который превыше их слов – занимает место в пространстве и наверху, превыше Всевышний от их речей».
Источник: Абуль Мали Аль Джувейни: Аль Иршад: 39
Египет: Мактабатуль Ханджи: 1369/1950
Ханафитский ученый Ибн Нуджейм Аль Мисри (ум. 970х/1563 м) в главе "Хукм Муртадов" приводя слова, которые выводят человека из Ислама, говорит:
وبإثباتِ المكانِ لله تعالى , فإن قال الله في السماءِ فإن قصد حكايةَ ما جاءَ في ظاهرِ الأخبارِ لا يكفُر وإن أرادَ المكانَ كفَر , وإن لم يكن له نيةٌ كفَر عند الأكثر , وهو الأصحُّ وعليه الفتوى
«И с утверждением места всевышнему Аллаху (человек входит в куфр). Если же кто-то скажет "Аллах на небесах" и целью его будет пересказ того, что пришло в захире сообщений, то он не становится кафиром.
Если же имел ввиду место (Аллаху), то становится кафиром. И если даже у него не было какого-либо намерения, то он становится кафиром у большинства (ученых). И это является наиболее сильным/асах мнением и фетва дается по нему».
Источник: Ибн Нуджейм: Аль Бахрур Раик Шарху Канзид Дакаик: 5/202-203
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1418/1997
Примечание: Это же мнение приводит в своей книге «Маджмауль Анхур фи Шархи Мультакъаль Абхур» ханафитский ученый Шейхи Заде Абдур Рахман бин Мухаммад бин Сулейман (ум. 1078 х/1667 м).
Также это мнение подтверждается и приводится в книге «Аль Фатаваль Хиндийя» собранной 23-мя ханафитскими факихами с Индии.
Также подобная фатва приводится у большого ханафитского ученого Фахруддина Къази Хана (ум. 596 х/1196 м) в его известной книге «Фатава Къази Хан» в главе "Вероотступничество".
Древний ханафитский ученый Аль Хаким Ас Самарканди (ум. 345 х/956 м) в книге «Ас Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:
أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه
«Следует муъмину, чтобы не утверждал Всевышнему ни "место", ни "приход", ни "уход" и ни одного сифата из сифатов присущих творению, поскольку полноценный иман - это чтоб он познал Аллаха всевышнего и не занимался Его качествами».
Источник: Аль Хаким Ас Самарканди: Ас Савадуль Азам: 66
Стамбул: Мактабату Ясин: 2011
Шафиитский ученый Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль Асма вас Сифат» приводит от Абу Сулеймана Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) следующее:
وليس معنى قولِ المسلمينَ إنّ اللهَ استوى على العرشِ هو أنَّه مُمُاسٌّ له , أو متَمكِّن فيه, أو متَحيِّز في جهةٍ من جهاتِه , لكنَّه بائنٌ مِن جميعِ خلْقِه , وإنما هو خبرٌ جاء به التوقيف فقلنا به , ونفينا عنه التكييفَ , إذْ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير
«Не является смыслом слов мусульман - "Аллах истава над Троном", - что Он касается его, или же утвердился на нем, или же находится в какой-то из сторон. Однако, (смысл их), что Он отделен от всех творений.
Это то, что пришло в Шариате и мы (также) говорим это и отрицаем образ от Него (Всевышнего), как пришло в аяте "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"».
Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Асма вас Сифат: 369
Каир: Аль Мактабатуль Азхарийяту лит Турас
Также Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей другой книге «Аль Итикъад» говорит:
في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف , بلا أين , بائنٌ مِن جميعِ خلقِه
«В общем, обязательно знать, что "истава" Аллаха – субханаху ва таъаля – не является ни выпрямлением искривленного, ни истикърар/утверждением на месте, ни соприкасанием с Его творениями.
Однако, Он - истава над Своим троном так, как Он сообщил, и без "как?", и без "где?", отделен от всех Своих творений».
Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Итикъад: 121
Рияд: Даруль Фадиля: 1420/1999