Когда посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует отправлялся в путешествие или в военный поход, то он отправлял к двум богатым мусульманам одного бедного. Этот бедный мусульманин прислуживал во время похода двум богатым, готовил им еду на привалах и сам ел вместе с ними.
Во время одного из походов посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует назначил Салман-уль Фарси, да будет доволен им Аллах, к двум другим. Салма-уль Фарси раньше них отправился к месту предстоящего привала. Однако там он уснул и поэтому не смог приготовить еду к их приезду. Те два человека прибыли к месту привала. Увидев, что еда не готова, они сказали Салман-уль Фарси:
— Ты приготовил что-нибудь?
— Я заснул и поэтому ничего не приготовил.
— Тогда сходи к посланнику Аллаха и попроси что-нибудь поесть.
Салман-уль Фарси пришел к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует и тот сказал ему:
— Иди к Усаме ибн Зейду. Если у него есть излишки еды, то пусть даст тебе.
Усама, да будет доволен им Аллах, перевозил с собой запасы продуктов и вещи посланника Аллаха.
Салман аль Фарси, да будет доволен им Аллах, отправился к Усаме, да будет доволен им Аллах, однако и у него еды не оказалось. Тогда Салман-уль Фарси, да будет доволен им Аллах, вернулся обратно к своим двоим спутникам и объяснил им ситуацию. Те сказали:
— У Усамы есть еда, но он жадничает.
Затем они отправили Салман-уль Фарси за едой к другим сахабам. Салман, да буде доволен им Аллах, ушел, но и на этот раз он не смог ничего найти. Когда Салман вернулся, эти двое сказали:
— Если отправить Салмана за водой к колодцу Сумейха[1], то и тогда он вернется с пустыми руками.
Затем они пошли узнать, действительно ли у Усамы, да будет доволен им Аллах, нет еды. Когда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал им:
Я вижу черное мясо в ваших ртах (под «черным мясом», посланник Аллаха подразумевал, мясо умершего, которое почернело от долгого времени, сравнив их злословие с такой отвратительной вещью).
— О, посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы сегодня не ели мяса!
— Нет! Вы ели мясо Салмана и Усамы (злословили о них). В связи с этим случаем был ниспослан следующий аят:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный»[2](«Рух-уль Баян» 9/88)
Назидание:
Гаибат — это упоминание за спиной другого мусульманина того, что ему не понравилось бы, если бы он это услышал. Гаибат является харамом. Аллах Всевышний уподобил гаибат поеданию мяса умершего человека и сказал в Коране:
«…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?»[3]
Необходимо сразу уточнить, что гаибат — это упоминание того, чем человек действительно обладает. А приписывание человеку того, чего у него нет, или того, что он не делал, называется клевета. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказа однажды одному из сахабов:
— Знаешь ли ты, что такое гаибат?
— Аллах и Его посланник знает лучше.
— Такое упоминание своего брата, которое бы ему не понравилось (если бы он это случайно услышал, или если сказать ему это в лицо).
— О, посланник Аллаха! А если то, что я говорю, действительно присуще моему брату? То и в этом случае это будет гаибат?
— Если ты говоришь о том, что присуще твоему брату, то это и есть гаибат. А е5сли сказанное тобой не присуще твоему брату, то в этом случае ты оклеветал его[4].
Было сказано: «Тот, кто злословит о людях, подобен тому, кто, установив катапульту, стреляет камнями направо и налево без разбора, ибо человек злословящий о других, разбрасывает свои благодеяния направо и налево без разбора. Его благодеяния переходят тому, о ком он злословил.
К Хасан-уль Басри, да смилостивиться над ним Аллах, пришел один человек и сказал: «Такой-то человек, злословит о вас». Тогда Хасан-уль Басри попросил передать тому человеку тарелку фиников со словами: «Как я слышал, ты подарил мне некоторые из своих благодеяний и я хочу отблагодарить тебя за твой подарок».
[1] Название глубокого и полноводного колодца в Медине
[2] «Аль-Худжурат» 49/12
[3] «Аль-Худжурат» 49/12
[4] Передал Муслим
На протяжении нескольких лет мы говорим о том, что салафизм опасен для государства, общества, и самое главное – мозга. На протяжении нескольких лет мы пытаемся донести до тех, кто имеет глаза, уши и разум, что салафизм – это вирус, который наполняет сердца ненавистью. На протяжении нескольких лет нам пишутся оскорбления и проклятия с их стороны, которые мы удаляем, чтобы не засорять сайт этой грязью. Однако у всего есть предел.
Последний комментарий, оставленный одним из самых настырных пользователей, которого мы периодически баним, и который не перестает регистрироваться вновь под другими именами, перешел все границы допустимого. В этом комментарии показано все, что нужно знать о салафизме: его истинное лицо, его подлинное отношение к другим мусульманам, его ненависть, из которой затем произрастает тот самый радикализм, выражающийся в количестве невинно убитых жертв.
На этот раз мы решили не удалять то, что написал этот страдающий салафизмом человек. Пусть о нем и его течении узнает как можно больше людей. Пусть они увидят то, что происходит с теми, кто встал на этот путь. Пусть они остерегаются пойти их дорогой. Пусть те, кто еще не понял, какая ненависть сидит в их сердцах, убедится в этом своими глазами. Пусть они увидят их ценности и сравнят это с тем, что принес нам благородный Посланник Аллаха, салаЛлаху алейхи уасаллям. Пусть они почувствуют разницу.
Мы приносим свои извинения читателям за то, что публикуем это, и просим прощения у тех, кого он упоминает, за то, что не удаляем. Не надо думать, что это адресовано только Иминову Нурмухаммаду, устазу Ерсину Амире, администраторам и модераторам сайта Azan.kz, и нашим семьям. Это может быть адресовано каждому, кто откажется идти их путем – путем разрушения, ненависти и проклятий.

azan.kz/article/show/id/8661.html
Чтобы не заканчивать материал проклятиями, мы хотим привести слова нашего Пророка, салаЛлаху алейхи уасаллям, о котором Всевышний Аллах сказал в Коране: «Мы ниспослали тебя, только как милость для миров» (21:107).
Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День Воскресения». (привел имам Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не должен правдивейший быть проклинающим». (Привел имам Муслим)
Передают со слов Абу Зайда Сабита бин ад-Даххака аль-Ан-сари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…Проклясть верующего всё равно, что убить его». (Привели имамы Бухари и Муслим)
Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное, ни сквернословить». (Привел имам ат-Тирмизи)
Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не проклинайте друг друга (и не призывайте на других) ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни Огонь». (Привели имамы Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Теперь сравните это с тем, что написал наш горе-салафит, и задумайтесь за кем он все таки следует: за Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, который запретил нам проклинать друг друга и призывать друг на друга Огонь, или за шайтаном, который хочет, чтобы люди в этом Огне оказались?
Истину сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда его попросили благословить Неджд - местность в Аравии, где впоследствии зародился ваххабизм: «Оттуда появится рог шайтана!» (см. «Фатхуль бари», №7094).
В хадисе, переданном от хазрата Абу Аюба, радыйа Аллаху анху, сообщается, что человек, который по окончанию поста в Рамадан продержит 6 дней поста в месяц Шавваль, будет подобен тому, кто постился весь год.
Это еще одна великая милость Аллаха, одаряющего нас по Своей Щедрости. Сделать совсем немного и получить за это вознаграждение в пятидесятикратном размере - это хорошее вложение и прекрасная сделка.
В связи с этим, к нам поступает множество вопросов о том, как держать этот пост: непрерывно или с интервалами, после восстановления долгов Рамадана или до, в какие дни, в какое время и так далее.
По этой причине, мы решили разъяснить наиболее часто задаваемые вопросы.
1. В соответствии с ханафитским мазхабом, дозволено держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восстановления пропущенных дней поста в Рамадан.
Женщины, путники, а также пропустившие несколько дней поста в Рамадан по причине болезни, или любой другой уважительной причине, и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут держать пост в месяц Шавваль, с условием обязательного последующего восстановления всех долгов поста в Рамадан до наступления следующего Рамадана.
Однако, если есть возможность, восстановить пропущенные дни поста в Рамадан, а затем продержать 6 дней поста в месяц Шавваль, является более предпочтительным.
Тем не менее, дозволено поступить наоборот, если человек не успевает, или боится, что не успеет продержать 6 дней Шавваля до окончания месяца.
2. Пост в месяц Шавваль держат только в месяц Шавваль. Если человек не успел этого сделать до окончания месяца, на нем нет греха, поскольку этот пост не является обязательным. Пост в месяц Шавваль можно держать сразу же после дня празднования Ид-аль-Фитр (Ораза айт), и это первый день праздника.
То есть, начиная со второго числа месяца Шавваль, человек может приступить к восстановлению пропущенных дней поста Рамадана и к дополнительному посту Шавваля.
3. Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины.
Однако, они не получат вознаграждение, как за год поста, поскольку для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сообщается об этом в хадисе.
Тем не менее, они получат, инша Аллах, вознаграждение за 6 дней поста в Шаввале, однако лучше для них будет восстановить пропущенный Рамадан, поскольку оставление обязательного является большим грехом перед Аллахом.
4. Все 6 дней поста Шавваля можно держать как непрерывно, так и с интервалами. Не следует держать пост только в пятницу, если к этому не добавить хотя бы еще один день. Например, четверг-пятница или пятница-суббота. В этом случае, держать пост в пятницу будет дозволено.
Если у человека нет никаких долгов по Рамадану, он может держать пост по понедельникам и четвергам, поскольку пост в эти дни также является сунной. Однако, это всего лишь одна из возможных форм. В какие дни держать дополнительный шестидневный пост, является личным делом каждого, в соответствии с его желаниями и возможностями.
5. Пост в месяц Шавваль, также как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб.
Для того, чтобы узнать, когда наступает время фаджр и магриб, необходимо зайти на наш сайт и выбрать свой город в разделе «Время намаза и кибла». После этого, в расписании отобразится время намазов для вашего города, и вы сможете узнать, когда в вашем городе наступает время фаджр и магриб.
Итак, время фаджр – это время начала поста. Это значит, что до наступления этого времени необходимо завершить сухур (предрассветную трапезу) и все прочие действия, нарушающие пост (интимная близость с супругой, проглатывание зубной пасты во время чистки зубов, и так далее).
Все действия, которые нарушают пост в Рамадан, также нарушают и любой другой пост.
Время магриб – это время окончания поста. После наступления этого времени, человек может совершать все дозволенные вне поста действия.
И пусть Аллах примет ваш пост и вознаградит вас в обоих мирах!
Бывший имам мечети Аль-Харам в Мекке – шейх Адель аль-Калбани подтвердил, что Исламское государство – ИГИЛ (запрещенная террористическая организация в РК) основано на салафитских идеях, сообщает Azan.kz В интервью дубайскому телеканалу MBC, на вопрос журналиста о том, является ли ИГИЛ ответвлением салафизма, шейх аль-Калбани ответил:
«Они берут свои идеи из наших книг, из наших собственных принципов… Те, кто критикуют их, как правило, не критикуют их убеждения, они критикуют их действия. Мы не критикуем убеждения, на которых они основываются… Мы следуем тем же убеждениям, но осуществляем их в более усовершенствованной форме».
Также, шейх Калбани ответил тем, кто считает, что ИГИЛ было создано спецслужбами:
«Спецслужбы не придумывают ничего нового. Они используют тех, кто уже принял эти идеи, и ДАИШ (ИГИЛ) приняли идеи салафизма… Их идеологический источник – салафизм. Спецслужбы и другие страны могли воспользоваться этим, помогая ДАИШ развиваться, обеспечивая их оружием, складами с боеприпасами, и управлять этим. Но они используют наши собственные принципы, которые вы можете найти в наших книгах, среди нас».
Несмотря на то, что интервью было дано в январе текущего года, в поле нашего зрения оно попало только сейчас, когда уже была опубликована статья«Умеренный радикализм», в которой мы попытались донести до казахстанских граждан тоже самое. На фоне минувших трагических событий в Актобе, признание столь авторитетного салафита, становится особенно актуальным. Фактически, шейх сделал нам одолжение, полностью подтвердив то, что мы говорим уже на протяжении нескольких лет: мадхалиты, суруриты, такфириты, джихадисты, ИГИЛ – все они являются последователями салафизма, и представляют собой опасность не только для казахстанского общества, но и для Ислама в целом. Об этом также говорил имам Центральной мечети Алматы - устаз Ерсин Амире, в своей пятничной проповеди "Хариджиты и их современные последователи", а также многие другие религиозно образованные и адекватные люди.
Особую ценность этому интервью придает тот факт, что имам аль-Калбани сам является салафитом, и обвинить его в ангажированности будет крайне сложно. Следует также отметить, что слова шейха о том, что ИГИЛ основан на салафизме, не являются упреком или претензией к салафизму. Это всего лишь попытка взглянуть честным взглядом на то, что представляет собой ДАИШ и его убеждения.
Также, слова шейха аль-Калбани опровергают заявления некоторых казахстанских депутатов, экспертов и журналистов о том, что салафизм в Казахстане якобы пытаются исказить, представив его в негативном и радикальном свете. Нельзя исказить то, что само по себе является искажением. Подлинным искажением, в данном случае, будет попытка представить салафизм, как лишенное радикализма, неприязни к другим мусульманам и обвинения всех несогласных в неверии, направление в Исламе, не имеющее ничего общего с ИГИЛ.
Нурсулан Назарбаев поздравил мусульман Казахстана с праздником Ораза айт, сообщает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу Акорды.
"Уважаемые соотечественники! Поздравляю вас со Священным праздником мусульман – Ораза айт! Месяц Рамазан – один из величественных и священных месяцев, напутствующих человечество к добру и терпению через духовное очищение. В светлые дни Ораза айт мусульмане навещают друг друга, чтобы выразить добрые пожелания», — говорится в поздравлении.
По словам главы государства, ярким проявлением этого праздника является помощь нуждающимся, чтобы каждый в эти дни чувствовал заботу и радость.
"Ораза айт – это праздник единства, он объединяет всех казахстанцев, живущих под единым шаныраком в мире и согласии. За 25 лет Независимости наша страна благодаря именно этим вечным ценностям успешно и уверенно развивается", — подчеркнул он.
Также президент отметил, что на казахстанской земле проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые вносят важный и значительный вклад в развитие диалога цивилизаций
"Благие дела, совершаемые в Ораза айт, являются ярким примером того, что ислам – это религия добра, милосердия и взаимопомощи. Желаю каждой казахстанской семье здоровья, благополучия и счастья! Пусть в нашей стране всегда царят единство и согласие", — пожелал Назарбаев.
Недавно с организацией Костанайской областной мечети «Марал ишан» в Алтынсаринском, Федоровском и Тарановском районе прошел ифтар от имени председателя духовного управления мусульман Казахстана, верховного муфтия Ержана хаджи Малгажыулы.
Имам области Бахытбек Тажимбет побывал на данной трапезе и рассказал об особенностях и достоинствах месяца Рамазан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Аллах даст вознаграждение тому, кто накормит постящегося, даже за один финик или глоток воды...». Поэтому тот, кто по возможности совершит в этом священном месяце благие дела, Аллах воздаст за это большую награду, - отметил имам.
А также, под началом духовного управления мусульман Казахстана Бахытбек Нургабылулы рассказал о том, что в настоящее время ведется работа, в которой необходимо возродить религию Ислам, привлечь широкую общественность к нравственности, в целях предостережения больших и малых общин от отрицательных течений.
Собравшиеся мусульмане на ифтаре выразили искреннюю благодарность верховному муфтию и пожелали здоровья, благополучия в ответственной работе.








Пресс-служба представительства
ДУМК по Костанайской области
5-го июня 2016-го года, в канун священного Рамадана, в городе Актобе произошло вооруженное нападение на оружейные магазины и воинские части, в результате которого пострадали и лишились жизни военные и гражданские лица. 9-е июня было объявлено Днем Национального траура. Согласно официальной информации, ответственность за происходящее несут представители одного из религиозных течений в Исламе – салафиты, известные также, как ваххабиты.
На данный момент выползают самые различные версии происходящего, поддерживаемые, в том числе, и некоторыми салафитами, с целью перевести стрелки и возложить ответственность за теракт на других. Однако мы не будем, как говорится, плодить сущности, и остановимся лишь на том, что было сказано официально.
Для начала надо сказать, что мы с некоторым удивлением наблюдали, как долго все избегали конкретных определений, заменяя их на такие обтекаемые фразы, как «нетрадиционные религиозные течения», «чуждая нам идеология» и прочее. Мы не хотим сказать, что мы жаждали обличения больше, чем воды в этот священный месяц, просто для нас это было удивительно.
Например, когда дело касалось «Таблиг» (представители которого, несмотря на свою численность и преданность религиозным идеям, не совершили ни одного теракта в Казахстане даже после того, как их официально признали экстремистами, и терять им, по сути, уже было нечего), название этого движения фигурировало без особых проблем и попыток уйти от конкретики, в любой связанной с ними неприятной ситуации. Несмотря на то, что они вообще не славятся никакими терактами в мире. Они известны лишь как странствующие, иногда немного навязчивые, а иногда и невежественные, но проповедники, а не террористы.
Тем не менее, факт остается фактом – они признаны экстремистами и официально запрещены в Казахстане, и мы не собираемся сейчас это оспаривать. Нас удивляет другое: почему движение, которое не совершило ни одного теракта, признается экстремистским, тогда как действительно обособленное течение, которое совершает уже не первый теракт в Казахстане, продолжает оставаться разрешенным и свободно проповедует свои убеждения в нашей стране?
Вопрос задается не для того, чтобы разрешили таблиг - это всего лишь одна из многочисленных форм призыва, без которой можно обойтись. Этот джамаат был создан менее ста лет назад, тогда как Исламу почти полторы тысячи лет, и он сумел таки распространиться по всему миру, еще задолго до возникновения этой неформальной организации.
Вопрос задается для того, чтобы понять – почему на фоне столь щепетильного отношения к «чуждым идеологиям», у нас до сих пор разрешены те, кто гораздо более чужд нам, если учесть, что они выступают против следования ханафитскому мазхабу и мазхабу вообще, и вдобавок совершают теракты?
Чтобы ответить на него хотя бы частично, необходимо извлечь на поверхность ту информацию, которая малоизвестна большинству казахстанцев, потому что они не особо религиозны и это им неинтересно. По крайней мере, до тех пор, пока не произойдет очередной теракт.
Так вот, согласно этой неофициальной информации, у представителей салафитского течения в Казахстане есть достаточно влиятельные покровители практически во всех сферах казахстанского общества. Мы не будем говорить, что они есть среди представителей политической власти, ведь такое вряд ли возможно представить в нашей стране. Ведь как говорил Булгаков устами своего персонажа: «Неужели в Москве есть мошенники?»
Но таковые имеются среди бизнес-элиты, среди акынов-айтыскеров, среди представителей шоу-бизнеса, среди различного рода общественных деятелей, журналистов, экспертов, политологов и прочих, которые хоть и не называют себя салафитами публично, но фактически ими являются.
Возможно, что их присутствие в этих сферах отчасти способствовало тому, что упоминание о том, кто именно совершил последние теракты в Актобе, носило крайне размытый характер. До тех пор, пока точку над «i» не поставил Президент Нурсултан Назарбаев, назвавший террористов - салафитами.
Это стало достаточно ощутимым ударом по салафитскому имиджу, который всячески пытались обелить, а затем покрасить под цвет казахстанского флага как сами салафиты, в лице таких салафитских групп, как мадхалиты и суруриты, так и целая плеяда экспертов, политологов и журналистов, в унисон голосящих о том, что не все салафиты - экстремисты, что есть умеренные, а есть неумеренные, которые более известны, как такфириты-хавариджи (то есть, выносящие «такфир» – объявление о неверии того или иного человека или группы людей), и что теракты совершают именно они, тогда как умеренные не только против терактов, но и активно выступают в поддержку государственной власти, и особенно Президента, как правителя мусульман (амируль-муминин).
То есть, проще говоря, те, кто совершают теракты – это «неправильные пчелы» и у них «неправильный мед». Их даже салафитами называть нельзя. А правильные, они не такие. Они-то и есть истинные салафиты, которые всего лишь следуют пути праведных предшественников.
Примерно такую песню поют мадхалиты – одна из наиболее крупных салафитских групп в Казахстане. В этом им подпевает другая салафитская группа – суруриты, несмотря на то, что между двумя этими группами имеются расхождения и конфронтация. Однако об этом чуть позже. Пока же поговорим о том, что их объединяет в этом вопросе – о попытке разделить салафитов на «правильных» и «неправильных» со стороны мадхалитов, и на «умеренных» и «неумеренных» со стороны суруритов.
Вообще, это давний спор, который был еще между некоторыми представителями ДУМК и целым рядом так называемых религиозных экспертов, фактически, прикрывающих интересы суруритов. В частности, первые утверждали то, что умеренных салафитов не бывает, а вторые выражали им свое публичное несогласие.
На данный момент, эта тема вновь становится актуальной для тех, кто продвигает интересы салафитов в казахстанском обществе, поскольку, согласно официальной версии, ими были совершены теракты и убиты казахстанские граждане, и, соответственно, им надо как-то реабилитироваться.
Задача усложняется еще и тем, что принадлежность террористов к салафитскому течению была обнародована самим Президентом, расположение которого они так усердно добивались, и подчинение которому декларировали. Это, кстати, должно стать хорошей проверкой на их подлинную лояльность, которую они всячески подчеркивали.
В этой непростой для них ситуации, уже сейчас мы можем наблюдать какую именно карту они пытаются разыграть через свои медиа-лица, чтобы любым способом не допустить запрета на государственном уровне. Так, одной из форм их скрытого шантажа, становится запугивание общественности и государственных органов тем, что запрет салафитов в обязательном порядке приведет к радикализации последних, и как результат – к еще большей дестабилизации нашего общества.
Будем откровенны: мы не можем утверждать, что такое невозможно. В случае с салафитами возможно все: как и дальнейшая радикализация, так и дестабилизация ими обстановки в стране, особенно на фоне экономического кризиса и тех социальных проблем, которые у нас есть.
Однако возникает резонный вопрос: как так получается, что такие умеренные салафиты, которые так лояльны к Президенту и законам РК, вдруг так сразу перестанут быть умеренными и начнут устраивать в Казахстане кровавую бойню? Из-за запрета их идеологии? Тогда почему этого не сделали таблиги, за признание которых экстремистами выступали многие салафиты?
Давайте разберемся детально. После того, как были запрещены те же таблиги, в стране не произошло ни одного теракта совершенного ими. Никто из них не радикализовался и не пошел крушить государственные органы, торговые центры, воинские части или мазары. Получается, что метод сработал. Почему же тогда то, что сработало с таблигами-экстремистами, не должно сработать с салафитами- не-экстремистами? Это ведь очевидно, что экстремисты более склонны к экстремизму, чем не-экстремисты.
Получается, что если мы все сделали правильно, и метод сработал, что указывает на его эффективность, значит этот метод можно и нужно применять далее. Если он утихомирил экстремистов, то не-экстремистов он тем более не должен радикализовать. Однако все переживают, что именно это и произойдет.
Это очередное салафитское противоречие приводит нас к двум противоположным выводам: либо этот метод неэффективный, и срабатывает только с теми, кто на самом деле экстремистами не является, а с теми, кто действительно склонен к экстремизму, он не работает. Но тогда получается, что подлинными экстремистами являются не таблиги, а салафиты, поскольку первые так и не радикализовались, а вторые обязательно, по заверению некоторых экспертов, должны это сделать. Понятно, что такой расклад невыгоден салафитам.
Второй вывод: метод эффективный и его надо использовать, поскольку он уже показал свою эффективность на примере таблигов, и стало быть, высока вероятность того, что запрет салафизма в Казахстане окажется не менее успешным. Однако и это невыгодно салафитам, а было выгодно лишь тогда, когда дело касалось их идеологических оппонентов.
Теперь, после того как нам стала ясна несостоятельность и противоречивость их позиции, вернемся к первоначальному вопросу: есть ли «умеренные» салафиты, и если они есть, то почему они так быстро могут стать «неумеренными»?
Мы считаем, что умеренные салафиты действительно есть, и они действительно очень быстро могут стать неумеренными, поэтому толку от их умеренности мало. Да и умеренными их можно назвать только относительно тех, кто объявляет неверными всех, кто с ними не согласен. В отличие от последних, умеренные не объявляют всех несогласных неверными – некоторых они объявляют просто заблудшими или бидаатчиками (нововведенцами).
Еще одно как бы достоинство умеренных салафитов заключается в том, что они призывают к подчинению правителю. Другое дело, что этот призыв не более, чем формальность, посредством которой они пытаются создать положительный образ перед государством и обществом. Делается все это крайне навязчиво, откровенно пошло и совершенно без вкуса. Особенно этим славятся мадхалиты, за что их иногда называют мадхализами.
На самом деле никакого подчинения нет. Президент говорит, что единственной признанной структурой Ислам в стране является ДУМК, умеренные салафиты говорят, что имамы заблудшие и за ними нельзя следовать. Президент говорит, что государство признает роль и место ханафитского мазхаба в духовной жизни казахского народа, умеренные салафиты называют следование мазхабу запретным нововведением и чумой мазхабизма. Президент говорит, что духовным отцом нашего народа является суфийский шейх Ходжа Ахмад Яссауи, умеренные салафиты говорят, что суфии многобожники и поклоняются могилам. Подчеркиваем, что это говорят именно те, кого называют умеренными.
Особенно интересно выглядит распространяемое сейчас «Обращение к казахстанцам» в котором говорится, что казахстанские салафиты «возмущены тем, что террористов причисляют к Салафитам» Истинные салафиты, говорят они, всегда призывали подчиниться законному Правителю – Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, и не выходят против него даже словом.
Наверное наши братья не понимают, что к салафитам террористов причислил никто иной, как тот самый Президент, которому они так демонстративно призывают подчиняться других, но никак не хотят это делать сами, а распространяемое ими обращение-возмущение, по сути, выход против него словом.
В целом, всех салафитов в Казахстане можно разделить на три группы:
1. Такфириты – самая радикальная группа, которая выносит такфир тем, кто с ними не согласен. И тем, кто не выносит такфир тем, кто с ними не согласен, они тоже выносят такфир. Честны, последовательны и крайне радикальны в своих убеждениях. Обвиняют остальные салафитские группы, в частности мадхалитов, в отступлении от истинных убеждений своего течения.
2. Мадхалиты – наиболее многочисленная группа, которая более других склонна к тому, чтобы называть себя и только себя салафитами. Формально призывает к подчинению Правителю и активно выступает против первой группы, называя их хавариджами, а также против третьей группы - суруритов, причисляя их к «Ихванам» - исламской политической организации.
3. Суруриты – наиболее коварная и беспринципная группа, которая на определенном этапе формально отказалась от пропагандируемых ими ранее салафитских идей и провозгласила себя ханафитами. По сути, это волки в овечьей шкуре, которую они надели для того, чтобы достигнуть своих корыстных и во многом политических целей. Именно представители этой группы более остальных распространились в среде журналистов, политологов и экспертов, в сфере шоу-бизнеса и так далее, поскольку их убеждения позволяют им скрывать свои убеждения (простите за тавтологию). Именно по этой причине, они, в отличие от первых двух групп, не выглядят маргиналами в казахстанском обществе, и пользуясь этой прекрасной возможностью, ведут игру не только против ДУМК, но и против мадхалитов и такфиритов.
Таким образом, между всеми тремя группами имеются расхождения, и каждая, по возможности, топит другую. Особенно это касается двух последних, поскольку первые совсем уж незамысловатые и прямые, чтобы хорошо вести закулисные игры.
Однако, несмотря на разногласия и противостояние между собой, все салафитские группы имеют ряд общих ценностей. Это позволяет им в нужный момент объединиться, даже не договариваясь между собой, подобно женщинам, которые постоянно бухтанят друг на друга за спиной, но когда возникает необходимость объединиться против мужей, они делают это легко и просто, видимо, на подсознательном уровне.
Итак, во-первых, это вероубеждение, акыда. Все салафитские группы имеют одинаковое вероубеждение, которое отличается от вероубеждения остальных мусульман-суннитов. Они приписывают Аллаху место в пространстве (Небо, Трон), а также органы (Руки, Глаза, Голень), понимая это исключительно буквально и не принимая никакого иносказательного толкования, и даже возможности оного. Всех, кто не толкует это буквально, они объявляют либо заблудшими, либо неверными.
Во-вторых, это их ученые и книги. Нет ни одной салафитской группы, которая бы не признавала таких шейхов, как Ибн Таймия и Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, своими авторитетами. Также, как и нет ни одной салафитской группы, которая бы не изучала Таухид по книгам «Китаб ат-Таухид» или «Три основы», написанными Мухаммадом Ибн Абдуль Ваххабом, от имени которого и произошло название «ваххабиты».
Таким образом, у всех трех групп общие авторитеты и убеждения, следуя которым они объявляют всех остальных мусульман отошедшими от «чистого Ислама». Разница между ними только в том, что радикальные считают их кафирами, а умеренные – заблудшими.
И это порождает третий объединяющий фактор – ненависть ко всем остальным, будь то ашариты, матуридиты, суфии и другие мусульмане, представляющие в совокупности суннитский Ислам.
Необходимо отметить, что все эти отличительные названия между мусульманами, не разделяют их между собой, и не указывают на то, что одна из групп превосходит другую.
Один и тот же мусульманин может быть матуридитом в акыде, ханафитом в фикхе, накшбандийцем в суфизме, и т.п. Это всего лишь разные мазхабы/школы разных исламских наук, однако все они находятся в рамках Ахлю Сунна уаль Джамаа.
Что касается салафизма, то само название «салафит» несет в себе намеренное отчуждение от всех остальных и указание на то, что только они следуют чистому Исламу. К примеру, во многих салафитских пабликах часто повторяется одна и та же мантра: «Салафиты – это всего лишь последователи праведных предшественников – саляфов».
Саляфы - это первые три поколения мусульман. Считается, что эти поколения были лучшими в Исламе. Все имамы - основатели суннитских мазхабов были саляфами. Соответственно тот, кто придерживается любого из четырех мазхабов, является последователем саляфов, и никто из них не обвиняет друг друга в заблуждении.
Поэтому, когда на этом фоне возникает группа, которая не следует ни одному суннитскому мазхабу, имеет отдельное вероубеждение и называет себя единственными последователями праведных предшественников, а всех остальных обвиняет в отходе от Корана и Сунны, возникает резонный вопрос:
А не кажется ли тем, кто обладает разумом и способен анализировать, что данный подход, когда все вокруг неправильные и заблудшие, кроме меня, уже содержит в себе ростки радикализма, которые когда-нибудь могут пустить корни и дать свои плоды в нашей стране, которые, к слову сказать, мы уже пожинаем? Ведь по сути, разница между радикальными и умеренными лишь в степени их ненависти. И если от любви до ненависти всего лишь один шаг, то от обвинения в заблуждении до обвинения в неверии расстояние гораздо короче.
Примером этого может служить Надир Абу Халид – популярный салафитский проповедник из Дагестана. Он считался умеренным, его лекции свободно распространялись в сети, в том числе и среди казахстанских салафитов. Однако, как только приспичило, он собрал свои вещи и махнул в далекий Ирак, дав присягу лидеру ИГИЛ (запрещенная организация в РК) – Абу Бакру аль-Багдади. То есть, ушел к тем, кого умеренные называют хавариджами. Где его, кстати, благополучно приняли.
Почему приняли? Потому что у всех у них одна и та же основа. Вот если бы к ним приехал мусульманин с другой акыдой, ему бы, возможно, отрезали голову. Успокаивает только то, что мусульманин с другой акыдой не поедет давать присягу лидеру такфиритов, даже если ему будет очень и очень плохо в своей стране.
Это касается всех салафитов, которые искренне и свято верят, что следуют пути саляфов. Их переход всегда остается открытым, какими бы умеренными они сейчас не были. Любой подготовленный вербовщик поймает их на их же искренности и любви к Ибн Абдуль Ваххабу, и докажет им несостоятельность их суждений. Просто потому что Ибн Абдуль Ваххаб выносил такфир «неправильным» мусульманам и вел против них джихад, а не призывал подчиняться любому правителю.
Остается последний и главный вопрос: нужно ли тогда запрещать салафизм на государственном уровне, если это может привести к радикализации «умеренных» салафитов?
Мы уже сказали, что умеренность эта является достаточно условной, весьма относительной и крайне зыбкой, тогда как радикализм заложен в самих основах салафизма. А перейти от одной формы радикализма к другой они могут и при полной свободе. Более того, свободный салафитский призыв является для этого гораздо более благоприятной средой, чем его запрет.
И если в случае запрета остается вероятность, что никакой повальной радикализации не произойдет, то в случае полной свободы мы гарантированно приумножим ряды салафитов в несколько раз. Соответственно, даже если мы скажем, что запрет – это зло, он будет меньшим из зол.
Необходимо понимать, что основное распространение они получили именно при полной свободе, когда имамы старались не идти на конфронтацию с ними, и лишь указывали, что между нами есть небольшие различия. Подобная стратегия не привела к тому, что все стали жить дружно и счастливо, но привела к тому, что они распространились, как грибы после дождя, и лишь утвердились в своих убеждениях.
Тем же, кто выступает против запрета и упрекает ДУМК в том, что оно не может решить эту проблему одним только методом просвещения, предлагаем просветить наших граждан, что курение, алкоголь, внебрачные половые связи и прочее, вредны для здоровья, опасны для жизни и приводят к нравственной деградации, а затем посмотрим, каких успехов они смогут добиться на этом поприще, не говоря уже о том, чтобы искоренить это полностью.
Разумеется, метод просвещения важен, чрезвычайно важен, но действовать надо комплексно. У нас все время говорят, что религия и мечети отделены от государства, но при этом хотят, чтобы они решали государственные проблемы. Это общая проблема и решать ее нужно вместе.
Нельзя свалить все на плечи имамов, как и нельзя действовать без них. Государственные органы должны консультироваться с теологами ДУМК, иначе запрет салафизма может превратиться в запрет Ислама и охоту на ведьм. Даже тех салафитов, которые уже есть, не следует трогать без явного повода. Может быть со временем они вернуться к правильному пониманию религии, а пока пусть совершают свой намаз так, как считают нужным, и верят, во что пожелают. Главное, чтобы это не распространялось далее.
Запрет должен коснуться их книг, дисков, сайтов, проповедников и любой пропаганды с их стороны. Чтобы нельзя было писать о том, что «салафиты – это всего лишь истинные последователи праведных предшественников», а «те, кто следуют мазхабу – заблудшие», создавать многочисленные салафитские группы в социальных сетях, и так далее. Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне. Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране, и вылечить тех, кто уже поражен.
Также, следует обратить внимание на тех экспертов, которые возражают против запрета, объясняя это тем, что запрет приведет к радикализации. Некоторое время назад они возражали против того, чтобы вести с салафитами теологические диспуты на тему акыды – главного фактора объединяющего все салафитские группы, и отделяющего их от остальных мусульман, и объясняли этот тем же.
То есть, по их утверждению, теологические диспуты с салафитами приведут к их радикализации. Но ведь теологический диспут – это и есть одна из форм просвещения салафитов. Тем более, что тот диспут, который был проведен с ними, нанес серьезный теологический удар по их убеждениям, наглядно показав несостоятельность их суждений, а также противоречие Корану и Сунне в понимании лучших ученых Ислама.
После этого диспута, многие сомневающиеся мусульмане, которые были склонны к тому, чтобы последовать за салафитами, отказались от их убеждений. Более того, некоторые салафиты были вынуждены признать ошибочность выбранного им пути и вернуться к классическим суннитским школам.
Это вызвало тревогу среди лидеров всех салафитских групп. Мадхалиты, например, запретили слушать этот диспут всем своим последователям, а суруриты стали вбрасывать в медиа-пространство информацию о том, что теологические диспуты с салафитами вредны и ведут к радикализации последних. По их мнению, диспуты проводить нельзя, потому что салафитам это не понравится и они обозлятся. Интересно то, что это те же эксперты, которые тогда выступали против диспутов, а сейчас выступают против запрета.
Получается, что любой метод, который хоть как-то угрожает салафизму в Казахстане, недопустим, поскольку это приведет к их радикализации. И просвещать нельзя, и запрещать нельзя. Видимо, можно только оставить их и создать им комфортные условия для дальнейшей пропаганды своих убеждений. Вот только не напоминает ли это капризных, избалованных и непослушных детей, которые при каждом удобном случае шантажируют своих родителей тем, что причинят себе или другим вред, если родители не сделают то, что они хотят? И насколько успешен этот путь потакания шантажу? И самое главное – кому это выгодно?
Последний вопрос остается открытым для тех, кто еще не понял. И лишь от Аллаха тауфик.
_______________________________
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz
Одна из особых благословенных ночей и одно из самых больших благ месяца Рамадан - это ночь Лейлятуль-Кадр. Ценность ее огромна. Всевышний Аллах сказал о ней в Священном Коране:
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ
Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев (Сура «Аль-Кадр», 3)
Тысяча месяцев - это примерно восемьдесят три года. Таким образом, тот, кто проведет эту ночь в поклонении, получит награду, как за непрерывное поклонение в течение долгой жизни.
Бухари и Муслим передали от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто проводит Лейлятуль-Кадр в поклонении Аллаху, будут прощены все прошлые грехи».
Почему эта ночь названа Лейлятуль-кадр? У слова «кадр» в арабском языке есть несколько значений:
Величие, почет, достоинство. Некоторые ученые посчитали, что в названии этой ночи имеется в виду именно этот смысл. Это ночь величия и почета.
Предопределение. Эта ночь названа ночью предопределения, поскольку именно в эту ночь Аллах передает знание о том, что произойдет в ближайший год (до следующей ночи предопределения) отдельным ангелам.
Когда же наступает эта благословенная ночь?
В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но когда именно - не сообщается. Поэтому этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует примерно сорок мнений на этот счет.
Согласно аль-Мазхари, самое сильное мнение – это то, что Лейлятуль-Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Это может быть любая из десяти нечетных ночей, которые из года в год могут меняться.
Согласно же тому, что пришло в хадисах, это может быть одна из следующих ночей: 21, 23, 25, 27 и 29. Каждое из этих чисел упоминается в достоверных хадисах, которые внешне противоречат друг другу, однако это противоречие можно устранить, если допустить - как мы сказали выше - что из года в год дата меняется.
Большинство великих имамов, таких как Малик, Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян ас- Саури и других, согласно, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей и из года в год на разную. От имама аш-Шафии передается два мнения. Первое совпадает с мнением большинства, а согласно второму, дата этой ночи фиксированная и не меняется. («Тафсир Ибн Касира»).
В «Сахих аль-Бухари» приводится хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана».
Учёные так объясняют мудрость того, что Аллах скрыл точную дату наступления этой ночи: если бы она была определена, то многие ленивые не поклонялись бы в другие ночи. А так из-за предположения, что Ночь Предопределения может быть в нечетные числа последних десяти ночей Рамадана, не слишком усердные получают возможность поклоняться несколько ночей. Также, поскольку многие не могут перестать совершать грехи, в случае, если ночь была определена, они бы грешили и в нее, а это было бы опасно для их имана.
Как определить наступление этой ночи?
Самый надежный способ - провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Лейлятуль-кадр:
- Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной.
- Луна в эту ночь яркая.
- Ветер бывает умеренной силы.
- Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
- После нее утром солнце восходит без лучей - круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак - основной, он присутствует обязательно.
Пусть Всевышний даст нам силы провести эту ночь так, чтобы Он был нами доволен, и примет наше поклонение!
Источники:
«Ма’ариф аль-Куран» шейха Мухаммад Шафи’ Усмани.
«Ценности Рамадана» шейха Мухаммада Закарии Кандехляви.
Устаз Абу Яхья, специально для Azan.kz