На вопрос, можно ли иметь страничку в соц. сетях, Али Джифри ответил: «Можно, но такую страницу, которую вам не стыдно было бы показать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)».
Хотелось бы поговорить с нашими читателями вот о чем. Все мы пользуемся Интернетом - у кого из нас нет странички ВКонтакте, Facebook, Twitter или иных социальных сетях. Социальные сети – это очень удобная вещь, там можно пообщаться с друзьями, поделиться новостями, посмотреть фильм или интересную передачу, послушать лекцию, узнать что-то новое. Интернет также служит большим подспорьем в деле распространения исламских знаний – здесь можно прочитать книги или статьи исламского ученого, посмотреть лекции, задать вопрос богослову.
Но умеем ли мы правильно пользоваться этими инструментами и правильно себя вести в этом пространстве – ведь мусульманин, верующий человек должен везде оставаться верующим. К сожалению, не все это понимают – некоторым молодым мусульманам кажется, что раз речь идет не о реальном, а о виртуальном, как бы несколько искусственном, вымышленном пространстве, то какие тут могут быть особые правила? Но ведь Аллах видит нас везде, и ответ мы будем нести как за то, что мы сказали или сделали в реальном мире, так и за то, как мы вели себя в Интернете, что там говорили, на что смотрели и что слушали. В Коране сказано:
«Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 36).
Пророк (мир ему и благословение) также сказал:
«Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нёмничего плохого, а именно за него он будет брошен в Ад на расстояние семидесяти лет пути» (Передал Ахмад)
Дальше мы, с дозволения Аллаха, поговорим, о некоторых правилах, которые нужно соблюдать, имея дело со Всемирной сетью.
Фотографии и Интернет: стоит ли выкладывать любую свою фотографию?
Как уже сказали выше, многие используют социальные сети как средство обмена новостями: что у меня случилось сегодня, где я проводил выходные или отпуск, что я купил, что приготовил и прочее. И каждое подобное сообщение часто сопровождается подробным фотоотчетом («вот я на дне рождения у приятеля», «мой выпускной вечер», «мой отпуск», «мое новое блюдо», «мой новый автомобиль»). Начиная соблюдать Ислам, многие продолжают вести себя подобным образом, забывая о некоторых серьезных запретах и опасностях.
1. Первый момент касается в основном сестер. Мы часто забываем, что хиджаб – это не только покрытие тела, это вообще максимальное сокрытие женщины от посторонних глаз. К сожалению, начиная соблюдать внешний хиджаб (в одежде), многие наши сестры не считают нужным скрывать себя от посторонних мужчин: они продолжают также свободно общаться с ними, как и раньше. Это же касается социальных сетей: странички соблюдающих сестер наполнены их фотографиями (в разных ситуациях, местах, с друзьями и родными). Даже если вы закрываете лицо (но ведь большинство мусульманок этого не делают, оставляя его открытым), зачем лишний раз выставлять себя напоказ и вселять в сердца посторонних мужчин непристойные желания и чувства? К чему сеять смуту в наше греховное время? Представьте, что вам в лицо на улице заглянет сотня мужчин – вряд вам понравится такое пристальное внимание, но ведь странички в соцсетях посещают тысячи самых разных человек каждый день.
Не говоря о том, что одежду и внешний вид многих современных мусульманок можно назвать хиджабом очень условно: обычно это сильно обтягивающая фигуру одежда ярких расцветок; подведенные глаза и выщипанные брови; игривая поза и кокетливая улыбка. Можете вы себе представить, что матери правоверных или жены сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) позировали перед чужими мужчинами в таком виде? Когда благородную Фатиму (да будет доволен ей Аллах), дочь нашего Пророка (мир ему и благословение) как-то спросили – что самое лучшее для женщины, она ответила: «Чтобы она не видела мужчин, и мужчины бы ее не видели». Вот такой была стыдливость и скромность наших праведных предков!
Уж не хочется говорить о таких мусульманках, которые засыпают группы и сообщества жалобами на непонимающих родителей, которые не разрешают им носить хиджаб, однако зачем-то заполняют странички своими фотографиями в откровенной одежде и позе, с распущенными волосами. И к слову нужно сказать и братьям, и сестрам: не нужно выкладывать на свои странички фотографии женщин без хиджаба, пусть это не ваше фото, а вы его где-то нашли в Сети. Так делать нельзя, потому что вы способствуете греху, ведь женщине нельзя появляться перед мужчинами в таком виде.
2. Второй момент: вы не знаете – кто просматривает ваши странички, и каким образом он может распорядиться вашими изображениями. Не забывайте про «Фотошоп» и иные программы, которые позволяют работать с фотографиями! Разве вы хотели бы, чтобы ваше лицо оказалось, к примеру, у девушки в бикини (или в ином непристойном виде) или, наоборот, у террористки, обвешанной оружием, с угрожающей надписью (вроде «принимай Ислам, не то мы тебя убьем»)?
3. Даже если вы хотите показать свою фотографию лишь вашим виртуальным подругам – всегда ли вы можете быть уверены в их скромности? Чтобы не быть голословными, почитайте рассказ одной сестры (был размещен в группе «Муслимы поймут»), которая поделилась своей историей, чтобы предостеречь других мусульманок от подобного легкомыслия:
«Мои одноклассницы уговорили меня зарегистрироваться в ВКонтакте. На свою страничку фотографий я не ставила никогда, но вот решила в личный, закрытый альбом, добавить одну свою фотографию. Ее могли видеть только сестры из друзей, на фото я была в хиджабе.
Спустя пару часов я зашла сеть, начала листать страницы сестер … и тут я увидела себя! От шока несколько минут я не могла ничего понять. У какой-то сестры на страничке стояло мое фото. Я, конечно же, попросила ее убрать фотографию - она убрала, но фото успело распространиться. Некоторые умудрялись писать мне: "Докажи, что это твое фото, и я уберу". А как доказывать?!
Я не знаю, как мое фото попало в общую сеть, но потом мне это дорого стоило. Спустя пару лет я пришла в гости к одной сестре, там было много незнакомых женщин. И вот я заметила, что одна из них все время как-то пристально меня рассматривает. Под конец вечера, когда все были в сборе, она при всех сказала мне: "Сестра, я весь вечер на тебя смотрю и пытаюсь вспомнить, где я тебя видела. Сейчас я вспомнила - у моего мужа на компьютере я видела твое фото!"
Все повернулись в мою сторону. Я сначала не поняла – какое фото она имеет в виду, и я подумала, что она ошибается, но когда она описала, я поняла, о каком фото идет речь. Я начала объяснять эту дурацкую историю... Конечно же, большинство мне не поверило, и на следующий день я проснулась "знаменитой". Меня обсуждал весь джамаат, нашлись даже те, кто начал распускать слухи, что якобы я общаюсь с мужем той сестры, отправляю ему фотографии и т.д.. И все это из-за одной фотографии, которую я по глупости поставила в альбом, понадеявшись на богобоязненность сестер... С тех самых пор, я перестала фотографироваться».
Конечно, странно поведение подобных мужчин, которые будучи женатыми, загружают к себе в компьютер фотографии посторонних женщин, но девушкам следует также проявлять скромность и осторожность.
4. Не забывайте также о таких вещах как сглаз! Под сглазом подразумевается такой взгляд одного человека на другого, который может принести ему бедствие или болезнь. Этот взгляд может быть связан с завистью, ревностью или даже чрезмерным восхищением.
«Дурной глаз – это истина» (хадис 3879, Сунан Абу Дауд).
Выкладывая фотографии себя, своих родных и близких, своих друзей, покупок и поездок, вы можете спровоцировать чужую зависть. Вы сообщаете окружающим о приятных событиях в вашей жизни – но может быть, чья-то жизнь сложилась не так удачно. Вы вышли замуж – а какая-то женщина никак не может найти спутника жизни; у вас родился ребенок (и вы спешите поделиться его снимками со всем миром) – а какие-то семейные пары годами не могут родить ребенка; вы купили себе новый компьютер (или тем более, автомобиль) – а некто не может свести концы с концами, и ваши радости и успехи вызывают у него недобрые чувства. Зачем провоцировать чужую зависть и ревность и, тем самым, подвергать опасности себя и своих близких.
(более подробно по этому вопросу можете обратиться к статье ученого«Социальные сети и дурной глаз»)
Братья и сестры, будьте скромнее! Правила общения мужчин и женщин в Сети!
Как уже говорили выше, к сожалению, многие мусульмане склонны пренебрегать многими правилами и запретами в Сети, оправдывая себя тем, что это вроде как ненастоящее, виртуальное общение.
Таким же образом дело обстоит с общением между полами. Общеизвестно, что мусульмане должны строго следовать правилам разделения полов: женщины общаются с женщинами, мужчины – с мужчинами. Общаться с человеком противоположного пола можно лишь по необходимости, по вопросам работы, учебы или в случае поиска спутника жизни, но и в этих случаях общение должно вестись по строгим правилам. Такие же правила действуют и в Интернете: молодому человеку недопустимо писать сообщение девушке с предложением «дружить», «просто пообщаться», «поговорить». Если даже вам нужно обсудить какое-то дело, общение должно вестись в строго деловой форме, без шуток, посторонних вопросов («а вы замужем?», «а сколько вам лет?»), смайликов и подобных игривых картинок.
Также, к сожалению, оставляет желать лучшего и общение на каких-то общих площадках – в группах, тематических обсуждениях. Разумеется, может случиться, что есть какая-то важная и интересная тема, которую хочется обсудить и мужчинам, и женщинам. Но здесь тоже следует вести себя скромно и сдержанно: говорить лишь о том, что относится к теме; не шутить; не переходить на личности.
По возможности лучше не вступать в спор с человеком противоположного пола – и уж совсем некрасиво выглядит, если женщина ведет себя в этом споре грубо, вызывающе, оскорбляет собеседника (даже если он и в самом деле неправ и говорит явные глупости, его нужно просто оставить). Такое поведение не красит никого, но особенно неприятно для мусульманки, которая должна быть образцом скромности и сдержанности. Равно как очень неприятно, если мужчина ведет себя грубо и оскорбительно по отношению к женщине – существу более ранимому и слабому (пусть даже она «первая начала» - сильному мужчине следует проявлять снисходительность). Однако вовсе не красит мужчину указание, вроде: «А ты, женщина, вообще не лезь в наши разговоры, твое место на кухне!» - не говоря о том, что это грубость и невоспитанность, это еще и глупость. Если этот «советчик» и «воспитатель» имеет в виду, что нехорошо тратить время на пустые споры, а лучше заняться чем-то более полезным, то ведь это одинаково касается и мужчин, и женщин.
И вообще, братья и сестры, не забывайте о необходимости проявлять благой нрав: не грубите и не оскорбляйте друг друга; не раздражайтесь; не вступайте в пустые споры (дальше, иншаАллах, мы поговорим об опасности Интернет-споров более подробно).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав».
Еще одна опасность состоит в том, что иногда молодые люди и девушки обманывают себя и друг друга, утверждая, что они якобы не просто общаются друг с другом, а «ведут призыв к Исламу», - желая побудить, к примеру, несоблюдающего брата-мусульманина читать намаз, или девушку-немусульманку принять Ислам. Подобные оправдания есть не что иное, как уловки шайтана, желающего ввести людей в грех. Близкое общение может внушить молодым людям симпатию друг к другу, и их общение выйдет за рамки религиозного призыва и превратится в виртуальный (а иногда, к сожалению, и реальный) роман и близкие отношения.
Если вы действительно хотите помочь кому-то принять Ислам или узнать что-то о религии, познакомьте вашего собеседника со знающим человеком одного с ним пола. Тогда вы на самом деле совершите угодное Аллаху дело и, иншаАллах, избежите греха.
Если приходится искать спутника жизни через Интернет
Если случилось так, что вам пришло время жениться (или наоборот, выйти замуж), но в реальной жизни вы по каким-то причинам не можете найти подходящего человека (живете среди немусульман, например, ваши родные не соблюдают Ислам и не могут вам помочь), и вам приходится прибегнуть к помощи Сети, то вот некоторые советы.
Во-первых, вот что пишет о поиске спутника жизни в Сети исламский ученый(относится, прежде всего, к мужчинам):
«Если ваша ситуация требует того, что вам приходится использовать социальные сети, чтобы найти супруга за счет других соответствующих средств, которые недоступны для вас, вы можете прибегнуть к этому способу, придерживаясь следующих рекомендаций:
• Ваше намерение должно быть исключительно на брак, а не просто завязать дружбу и вступить в случайные отношения.
• Представляясь, вы должны назвать свое полное имя (а не псевдоним), ваш род занятий, сказать о своих серьезных намерениях, перечислить требования, которые вы предъявляете к будущей супруге. Избегайте шуток и кокетства. Будьте реалистичным и практичным в своих ожиданиях, ведите себя честно и искренне.
• Если существует потребность обменяться фотографиями, вы можете это сделать при условии, что фотография является достойной (а не представляет вас в смешном или непристойном виде).
• Если вы видите, что девушке с вами неинтересно, или вы чувствуете, что девушка не будет подходящей супругой для вас, сразу прекращайте разговор.
• Если вы видите, что подходите друг другу, то вы должны принять меры, чтобы встретиться с ней и ее семьей, чтобы обсудить вопросы брака без каких-либо нарушений правил хиджаба (не встречаться с девушкой наедине, к примеру).
Вы должны быть честными перед собой и перед Аллахом в своих намерениях и не использовать это знакомство в качестве платформы для участия в незаконной связи» (муфтий Сухайл Тармахомед).
Дальнейшие советы касаются девушек:
будьте осторожны при знакомстве и общении, вашего собеседника вы не видите и не знаете, а рассказать о себе можно что угодно! Если ваш собеседник:
- избегает называть настоящее имя, свою профессию, место жительства (или говорит как-то в общем, ничего конкретного);
- предлагает немедленный никах – при этом не хочет знакомиться с вашими родителями и родственниками;
- не хочет знакомить вас со своими родными и избегает отвечать на вопрос – знают ли о вас его родители и согласны ли они на ваш брак;
- уходит от ответов на вопрос или отвечает как-то неопределенно на вопросы о его возможности содержать семью, обеспечивать жену и детей;
- предлагает замуж второй женой, но чтобы не знала первая – все это повод насторожиться!
Также имейте в виду – никах по скайпу или иные средства виртуального общение не будет действителен! Прежде чем решаться на брак с женихом из Интернета, нужно обязательно встретиться с ним в реальной жизни (разумеется, не наедине), познакомить его с вашими родными (и встретиться с его родственниками); или постараться узнать что-то о нем через его знакомых и друзей.
Быть или казаться - являем ли мы собой мусульман, находясь в соцсетях?
Не случайно в начало статьи мы поместили слова известного ученого Али Джифри (да сохранит его Аллах), который сказал, что в виртуальной реальности следует вести себя так, чтобы наши странички не стыдно было бы показать Пророку (мир ему и благословение). Всегда ли окружающие, зайдя на нашу страничку, могут сказать, что она принадлежит мусульманину? Если действительно представить себе, что наш любимый Пророк (мир ему и благословение) оказался вдруг среди нас и заглянул бы на наши странички (а ведь, как известно, наши деяния в самом деле представляются ему – об этом есть достоверные хадисы), чтобы он там увидел? Музыкальные записи и художественные фильмы пустого, а то и сомнительного содержания? Молодых людей, которые добавляют к себе в друзья девушек с распущенными волосами и в легкомысленной одежде, да еще и ставят «лайк» под подобной фотографией с одобрительным комментарием: «МашаАллах!» «Красавица! «Хорошо выглядишь!» и тому подобное? Девушек, которые позируют среди юношей (или наоборот, молодых людей среди женщин без хиджаба), которые им вовсе не махрамы – чуть ли не в обнимку: на корпоративной вечеринке на работе или выпускном вечере в школе, среди алкоголя и прочих запретных вещей? Разве он был бы этим доволен, разве он этому учил своих последователей?
О спорах и диспутах в Сети
Как уже было сказано выше, Интернет оказывается очень полезным в деле распространения Ислама и исламских знаний. Да вознаградит Аллах молодых мусульман, которые участвуют в благом деле призыва к Исламу: создают исламские сайты и группы, переводят книги, статьи, лекции больших ученых; рассказывают о правильном соблюдении Ислама и предупреждают о заблудших течениях (часто делая это совершенно бескорыстно, за скромное вознаграждение или вообще бесплатно). Все это очень похвально и, иншаАллах, удостоится награды от Всевышнего.
Однако одно дело способствовать распространению достоверных знаний, но совсем другое – говорить о религии и тем более, пускаться в споры, не имея даже элементарных знаний. К сожалению, среди молодых мусульман (особенно, юношей) в наше время распространена такая практика: не научившись еще правильно читать суру Фатиха в намазе или совершать омовение, молодые люди не жалея сил, тратят время на споры (с христианами, атеистами, заблудшими мусульманами) в виртуальной реальности.
Такие споры опасны по многим причинам:
• Во-первых, человек тратит много времени впустую вместо изучения действительно необходимых вещей, незнание которых может сделать недействительным его поклонение. После смерти Всевышний не спросит его – скольких людей он смог переспорить, однако спросит за неправильное совершение омовения или намаза.
Другая опасность в том, что собеседники ведут споры без знаний, поэтому они рискуют по незнанию неверно приписать Исламу то, что к нему не относится, или наоборот, "вывести" из религии какие-то обязательные в ней вещи. Или вообще сказать нечто, что выведет их из Ислама, да убережет Аллах! Имам аль-Газали пишет в книге «Ихья»:
«Поистине, простому человеку нужно просто уверовать, проявлять покорность, заниматься своим поклонением и повседневными делами, а знания оставить ученым. Для простого человека (не имеющего права на вынесение решений) совершать прелюбодеяние и заниматься воровством лучше, чем говорить о вопросах знания.
Ведь тот, кто говорит об Аллахе и о религии без совершенных знаний, впадет в неверие там, где сам не ожидал. Такой человек подобен тому, кто, не умея плавать, бросается в пучину моря».
• Еще одна опасность в том, что человек может переоценить свои возможности и вступить в спор с собеседником (заблудшим мусульманином или неверующим), который превосходит его умом и знаниями. Такой оппонент легко собьет его с толку каверзными вопросами, и у человека может появиться сомнение в истинности Ислама (или каких-то его моментов). Подобное не означает, что в Исламе действительно нет ответов на данные вопросы, но лично он этих ответов может не знать.
И, что не менее важно: у нас, к сожалению, отсутствует культура спора.Собеседники совершенно не считают нужным вести себя вежливо с оппонентом, оскорбляя его, переходя на личности. Часто это оправдывается тем, что, дескать, он заблудший (а то и вообще немусульманин), поэтому на него хорошее отношение распространяться не может. Однако ведь сказано в Коране о призыве к Исламу:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом» (Сура "Ан-Нахль", аят 125).
И Пророк (мир ему и благословение) предупреждал:
«Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для человека, отказывающегося от споров, даже если он и прав, (и я ручаюсь) за дом посреди рая для того, кто не лжёт даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах рая для благонравного» (Абу-Дауд, достоверный хадис кудси).
Чрезмерное увлечение спорами может испортить характер даже доброжелательного человека – он становится нетерпимым, категоричным, грубым; целью диспута для него становится уже не обращение заблудшего или неверующего на истинный путь, а самоутверждение, победа в споре, желание превосходства над собеседником (и соответственно, желание проигрыша для него).
В книге, описывающей биографию Абу Ханифы, приводится следующая история.
«Абу Ханифа в своё время был сильным знатоком акыды, он вёл прения, диспуты с различными людьми, с безбожниками, сектантами. И одерживал над ними верх. Когда его сын стал заниматься наукой калям, т.е. наукой теологии, акыды, и стал тоже дискутировать, то его отец, т.е. Абу Ханифа, запретил ему, сказав: «Когда мы вели прения, то мы уважительно относились к своему оппоненту; мы сидели так тихо и спокойно, что даже если бы птица села на наши головы, то она не улетела бы. И мы в прениях желали, чтобы наш оппонент не допустил ошибки. Вы же, когда ведёте дискуссии, желаете, чтобы ваш оппонент ошибся и допустил куфр. А тот, кто желает, чтобы его оппонент впал в неверие, тот сам раньше него впадает в неверие, потому что желал вынести брату по вере такфир».
В хадисе, переданном от Кааба ибн Малика (да будете доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, введёт Аллах в Огонь» (имам ат-Тирмизи).
Не тратьте время попусту!
И напоследок, не забывайте о ценности времени! Садясь за компьютер (планшет, телефон), всякий раз подумайте – так уж ли вам именно сейчас нужно еще раз зайти в Интернет? Может быть, у вас есть какие-то дела в реальном мире: вы не сделали ваши домашние задания, вам нужно готовиться к занятиям, к экзаменам? Может быть, родители или родные просят помочь по хозяйству? А как давно вы звонили друзьям или навещали родственников или соседей? Или, возможно, супруг (супруга) и дети не дождутся, когда же их близкий человек, наконец, отвернется от виртуальных «друзей» и обратит на них внимание: поговорит, поиграет, просто узнает – как их дела? Может быть, стоит просто подышать свежим воздухом, сходить в парк? Реальный мир пока еще существует, не забывайте о нем.
«Цените пять вещей до наступления пяти других: молодость – до наступления старости, здоровье – до наступления болезни, богатство – до наступления бедности, свободное время – до наступления дел, жизнь – до наступления смерти».
«Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока не спросится у него о четырех вещах: о его жизни – как он ее провел, о его молодости – на что он ее потратил, о знаниях – как он их применил, об имуществе – на что потратил».
Муслима (Аня) Кобулова специально для сайта Azan.kz
_______________________________
Azan.kz
Ханафитский фикх и матуридитская акыда утверждены в качестве официальной платформы Духовного управления мусульман Казахстана на первом Республиканском форуме имамов Казахстана, состоявшемся в Астане, во Дворце мира и согласия, сообщает Azan.kz.
В работе форума приняли участие около 500 имамов со всего Казахстана, члены Совета Улемов ДУМК, известные ученые-исламоведы. В качестве гостей были приглашены депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, руководители ряда зарубежных исламских организаций, представители Ассамблеи народа Казахстана, известные общественные и религиозные деятели.
От имени Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева приветственное слово участникам форума зачитал заместитель руководителя Администрации Президента - Баглан Майлыбаев. В своем обращении, Глава государства «выразил надежду на то, что форум даст импульс активизации деятельности муфтията и усилит роль имамов в решении актуальных проблем религиозной сферы».
Президент страны призвал имамов внести посильный вклад в укрепление религиозной стабильности и ограждение подрастающего поколения от влияния деструктивных псевдорелигиозных течений.
Результатом этого обращения стала разработка платформы Духовного управления мусульман Казахстана, в которой были закреплены матуридитская школа акыды (вероубеждение) и ханафитская школа фикха (юриспруденция). Несмотря на то, что приверженность этим суннитским школам является для казахского народа традиционной уже на протяжении многих веков и была очевидна сама по себе, утверждение ее в качестве официальной платформы является крайне важным, стратегическим и необходимым в силу нашего времени шагом, призванным закрепить Ислам суннитского толка в Казахстане и пресечь многочисленные попытки подмены понятий со стороны салафитов, коранитов и других деструктивных течений.
В частности, в документе говорится: "Аллах не является жаухаром (неразделимой частью тела), джисмом (физическое тело) и гаризом. Всевышнему Аллаху не свойственны известные нам понятия, как приходить, уходить, двигаться, обосновываться, располагаться, облик, глаза, руки и голень (в их буквальном значении, прим.ред .). У этих слов есть особый смысл. Но мы вверяем их Аллаху, говоря «Аллах знает лучше» (делаем тавфид).
Иногда, при необходимости, делаются примерные предположения (тавиль), достойные величия Аллаха и соответствующие практике арабского языка. Нельзя придавать Аллаху облик, изображение, объем, форму, грань сторон. Всевышний Аллах чист от понятий, присущих творениям Аллаха».
Далее перечисляются и другие положения нашей веры. В целом, платформа определяет основные религиозные убеждения мусульман, необходимый объем знаний в религиозных вопросах и отношение к светскому обществу, законодательству государства и установленному порядку в обществе, получению образования, медицинской помощи, защите Родины, окружающей среде, труду и уважению семейных ценностей, традиции и особенностей народов, проживающих на территории нашей страны.
Помимо платформы ДУМК, на форуме были приняты следующие положения: «Этика служащего Духовного управления мусульман Казахстана», «Личностный образ имама» и «Личностный облик мусульманина».
В Астане во Дворце мира и согласия проходит І республиканский форум имамов «Ислам – религия мира и согласия», организованный Духовным управлением мусульман Казахстана.
В работе форума принимают участие около 500 имамов, прибывших со всех регионов нашей страны, члены Совета Улемов ДУМК, известные ученые-исламоведы. В качестве гостей были приглашены депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, руководители ряда зарубежных исламских организаций, представители Ассамблеи народа Казахстана, Православной церкви Казахстана, Римско-Католической церкви и известные общественные деятели.
Приветственное слово участникам форума от имени Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева зачитал заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Баглан Майлыбаев.
Глава государства в своем приветственном письме «выразил надежду на то, что форум даст импульс активизации деятельности муфтията и усилит роль имамов в решении актуальных проблем религиозной сферы».
Президент страны также призвал имамов внести посильный вклад в укрепление религиозной стабильности, ограждение подрастающего поколения от влияния деструктивных псевдорелигиозных течений.
В своем выступлении Верховный муфтий Ержан Малгажыулы остановился на результатах проведенных мероприятий и будущих планах Духовного управления, обратил внимание участников форума на то, что ислам является религией мира и согласия, призванной укреплять духовные ценности нашего народа.
На форуме будут приняты «Платформа мусульман Казахстана», «Этика служащего Духовного управления мусульман Казахстана», а также наставления «Личностный образ имама» и «Личностный облик мусульманина».
Основной целью данных документов является призыв к мусульманам страны стремиться к разностороннему просвещению в соответствии с современными требованиями, добропорядочности, уважению светских устоев государства, недопущению фрагментации мусульманской общины, мирному сосуществованию с представителями других религий, внесению посильного вклада в сохранение межэтнической и межконфессиональной стабильности в стране.
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всякого из нас постигают испытания, о которые разбиваются наши надежды, планы, сердца. В такие минуты хочется опустить руки и отдаться течению жизни. Но нет! Это ошибочный выбор. Потому что даже при несчастьях можно держать себя в руках, сохраняя ответственность за свою душу, жизнь и поступки. В этом – сила человека, в этом – иман верующего. И нет ничего страшного, если испытания вызывают у нас слезы и скорбь, если сердцами мы остаемся на пути довольства Аллаха.
Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы говорим только то, чем доволен Аллах». В такие моменты особенно важно сохранять связь со Всевышним, склонить свое сердце перед Его волей и найти утешение именно в Его словах или словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Итак, представляем вам 10 хадисов, которые могут стать добрым напоминанием в подобные моменты отчаяния, грусти и трудностей.
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И когда Абу Саляма умер, сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Муслим).
Большая часть благ для людских душ скрыта именно в том, что им неприятно, точно так же, как и большая часть вреда и причин их погибели заключается в том, что они любят. Если самый Мудрый из мудрых, самый Милостивый из милостивых, самый Знающий из знающих, Который более милостив к Своим рабам, чем их родители или они сами к себе, ниспосылает на них то, что им неприятно, то в этом для них больше пользы, чем если бы Он не ниспосылал им этого.
Поистине, довольство – это наслаждение души тем, что выпадает на ее долю из предопределений, которые являются ничем иным, как выбором Самого Аллаха именно для нее. А также довольство – это спокойствие души, уверенность и доверие по отношению к религиозным постановлениям Аллаха. Это и есть довольство Аллахом, как Господом, Исламом – как религией, и Мухаммадом – как Посланником.
Ася Гагиева
Глава государства, выступая перед послами зарубежных стран заявил, что Казахстан осуждает терроризм и экстремизм в любых проявлениях. В то же время Нурсултан Назарбаев призвал не отождествлять теракты с миролюбивым исламом и вообще с религией, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
"2015 год начался на фоне роста опасных угроз, вызовов глобального масштаба. Террористические атаки в Париже продемонстрировали уязвимость современных обществ перед лицом международного терроризма. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что терроризм стал глобальной проблемой, и бороться надо с ним всем миром. Казахстан решительно осуждает терроризм и экстремизм в любых его проявлениях и принимает участие в глобальной работе всех стран против этого зла", - сказал Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями зарубежного дипломатического корпуса в Астане.
Он заявил, что Казахстан готов усилить взаимодействие с международным сообществом в борьбе с такой угрозой, но уточнил: "Важно, чтобы радикализм с терроризмом не отождествлялись с традиционным исламом, миролюбивым исламом, другими религиями. Только на основе прочного межкультурного, межрелигиозного диалога можно противостоять экстремизму, поборники которого хотят навязать нам разрушающие идеологии", - сказал Президент.
Великий Имам мухадис Мухаммад Муртаза аз-Забиди (1205 г. по хиджре), автор книги «Тадж аль-Арусшарх-уль Камус» в своем известном комментарии «Итхафу Садати-иль Муттакин би-Шархи Ихья улюм-ад-дин Имама Газали» в 2-ом томе на стр. 5 сказал следующее:
«Что касается имама Абу Мансура аль-Матуриди, то это Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Ханафи - Мутакаллим из Матурид. Матурид- это местность, которая находится в Самарканде. Его прозвали имамом аль-Худа(наставляющий на верный путь). Его биографию написал имам мухаддис Мухиддин Абу Мухаммад Абдулкадир ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруллах ибн Салим ибн Абу аль-Вафа аль-Куршия Ханафия в табакате (книга), которая называется «Джавахиру аль-Музиату». Также его биографию написал Имам Маждуддин Абу Надья Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса аль-Канани Бальбасия – ханафит из Египта в своей книге «аль-Ансаб».
Эти оба имама коротко описали биографию Абу Мансура аль-Матуриди. Еще о нем можно найти упоминание в книге мазхаба «Интисаб», и, в общем, упомянуто то, что он был величественным имамом, победителем и укрепившим убеждения Ахлю Сунны уаль Джамаа, разрушив убеждения мутазилитов и других людей новшеств в своих дискуссиях с ними, в диалогах, сделав так, чтобы они замолчали. Абу Мансур аль-Матуриди учился у Имама Абу Насра аль-Иязи, которого также называли Имам аль-Худа (наставляющий на путь истины).
Абу Мансуру аль-Матуриди принадлежат следующие книги «Таухид», «Макалят», «Радду Аваиль ли-ль Каъбий», «Баяну вахуммуътазиляту» и книга «Таъвилятуль-Куран», с которой не сравнится никакая другая книга из предыдущих, касающихся науки разъяснения Корана. Помимо этого, у него есть еще и другие книги.
Умер Имам в 333 году по хиджре, спустя некоторое время после смерти Абу Хасана аль-Ашари. Могила имама находится в Самарканде, как написал Хафиз Кутбуддин Абдуль Карим ибн Мунир аль-Халяби аль-Ханафи, если это все достоверно, то в этом нет сомнений.
Он - помощник Сунны, уничтожитель новшеств, возродитель Шариата, соответствующий данному ему прозвищу.
Я обнаружил у некоторых величественных шейхов тариката описание Абу Мансура аль-Матуриди Имамом уммы своего времени. Его учителями были Имам Абу Бакр Ахмад ибн Исхак ибн Салих аль-Джузджания. Что касается его учителя, о котором упомянул выше Абу Наср Иязи, то это Ахмад ибн Аббас ибн Хусайн ибн Джабля ибн Галиб ибн Джабир ибн Навфаль ибн Ияз ибн Яхья ибн Къайс ибн Саъд ибн Уббадатуль Ансари - знаток фикха в Самарканде. О нем упомянул Идрис в истории Самарканда, сказав, что он был из людей фикха и джихада. Никто не был равен его знаниям, набожности, борьбе, доблести до тех пор, пока он не пал шахидом. После себя он оставил 40 мужчин - своих учеников, и они были современниками Абу Мансура аль-Матуриди. У него было два достойных сына - факихи Абу Бакр Мухаммад и Абу Ахмад.
Из учителей Матуриди также были Насир ибн Яхья аль-Бальхи, Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази Кази, как об этом передается от Вакиа в его табакате. Что касается Абу Бакра аль – Джузжания и Абу Насра Ияза и Насира ибн Яхья, то они изучали фикх у Имама Абу Сулеймана Муса ибн Сулейман аль-Джузжания. Он сам же учился у двух имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана, а Мухаммад ибн Мукатиль и Насир ибн Яхья учились у имамов Абу Мутиа Хакам ибн Абдулла аль-Бальхи и Абу Мукатиля Хафс ибн Муслим из Самарканда. Мухаммад ибн Мукатиль учился у этих четверых, а эти четверо учились у Имама Абу Ханифы.
Ибн Баяз, из наших учителей, сказал: «Матуриди не был последователем Ашари, потому что он был первым, кто выявил мазхаб Ахлю Сунны, как предполагают, и разъяснил мазхаб Имама Абу Ханифы и его учеников еще до Ашари. Не бывает такого времени, чтобы не было помощников религии, которые выявляют ее, как об этом написано в книге «Табсиратуль Насифату».
А как же может быть иначе, ведь до этого его опередил Имам Абу Мухаммад Абдулла ибн Саид аль-Каттан. У него есть правила, книги, ученики, а разногласия с ханафитами не насчитывают и десяти вопросов, как об этом сказано в «Сируль Захрияти».
Имам Абуль Аббас Ахмад ибн Ибрахим Калянасию ар-Рази - у него также есть правила, книги и ученики. Имам ибн Фурак составил книгу под названием «Разногласия двух шейхов: Калянаси и Ашари», как об этом сказано в книге: «Табсиратуль Насафияту».
Я скажу: «Что касается Абдуллы ибн Саида аль-Каттан, то он - Мухаммад - известный как ибн Куляб, и в отношении него также говорят Абдулла ибн Мухаммад – он один из имамов мутакалимов, умер после 240 года хиджры. О нем упомянул Абу Асим аль-Убадиаш-Шафии в табакате Абу Бакра ас-Сайруфи и ибн Наджар в истории Багдада. Упомянуто, что между ним и Уббадом ибн Сулейманом была дискуссия, а Уббад ибн Сулейман был одним из главных мутазилитов. Ибн Куляб тоже относится к имамам Сунны».
Конец слов Имама Забиди (да смилуется над ним Аллах).
_______________________________
Перевод с арабского языка Azan.kz
Великий Имам мухадис Мухаммад Муртаза аз-Забиди (1205 г. по хиджре), автор книги «Тадж аль-Арусшарх-уль Камус» в своем известном комментарии «Итхафу Садати-иль Муттакин би-Шархи Ихья улюм-ад-дин Имама Газали» в 2-ом томе на стр. 5 сказал следующее:
«Что касается имама Абу Мансура аль-Матуриди, то это Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Ханафи - Мутакаллим из Матурид. Матурид- это местность, которая находится в Самарканде. Его прозвали имамом аль-Худа(наставляющий на верный путь). Его биографию написал имам мухаддис Мухиддин Абу Мухаммад Абдулкадир ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруллах ибн Салим ибн Абу аль-Вафа аль-Куршия Ханафия в табакате (книга), которая называется «Джавахиру аль-Музиату». Также его биографию написал Имам Маждуддин Абу Надья Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса аль-Канани Бальбасия – ханафит из Египта в своей книге «аль-Ансаб».
Эти оба имама коротко описали биографию Абу Мансура аль-Матуриди. Еще о нем можно найти упоминание в книге мазхаба «Интисаб», и, в общем, упомянуто то, что он был величественным имамом, победителем и укрепившим убеждения Ахлю Сунны уаль Джамаа, разрушив убеждения мутазилитов и других людей новшеств в своих дискуссиях с ними, в диалогах, сделав так, чтобы они замолчали. Абу Мансур аль-Матуриди учился у Имама Абу Насра аль-Иязи, которого также называли Имам аль-Худа (наставляющий на путь истины).
Абу Мансуру аль-Матуриди принадлежат следующие книги «Таухид», «Макалят», «Радду Аваиль ли-ль Каъбий», «Баяну вахуммуътазиляту» и книга «Таъвилятуль-Куран», с которой не сравнится никакая другая книга из предыдущих, касающихся науки разъяснения Корана. Помимо этого, у него есть еще и другие книги.
Умер Имам в 333 году по хиджре, спустя некоторое время после смерти Абу Хасана аль-Ашари. Могила имама находится в Самарканде, как написал Хафиз Кутбуддин Абдуль Карим ибн Мунир аль-Халяби аль-Ханафи, если это все достоверно, то в этом нет сомнений.
Он - помощник Сунны, уничтожитель новшеств, возродитель Шариата, соответствующий данному ему прозвищу.
Я обнаружил у некоторых величественных шейхов тариката описание Абу Мансура аль-Матуриди Имамом уммы своего времени. Его учителями были Имам Абу Бакр Ахмад ибн Исхак ибн Салих аль-Джузджания. Что касается его учителя, о котором упомянул выше Абу Наср Иязи, то это Ахмад ибн Аббас ибн Хусайн ибн Джабля ибн Галиб ибн Джабир ибн Навфаль ибн Ияз ибн Яхья ибн Къайс ибн Саъд ибн Уббадатуль Ансари - знаток фикха в Самарканде. О нем упомянул Идрис в истории Самарканда, сказав, что он был из людей фикха и джихада. Никто не был равен его знаниям, набожности, борьбе, доблести до тех пор, пока он не пал шахидом. После себя он оставил 40 мужчин - своих учеников, и они были современниками Абу Мансура аль-Матуриди. У него было два достойных сына - факихи Абу Бакр Мухаммад и Абу Ахмад.
Из учителей Матуриди также были Насир ибн Яхья аль-Бальхи, Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази Кази, как об этом передается от Вакиа в его табакате. Что касается Абу Бакра аль – Джузжания и Абу Насра Ияза и Насира ибн Яхья, то они изучали фикх у Имама Абу Сулеймана Муса ибн Сулейман аль-Джузжания. Он сам же учился у двух имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана, а Мухаммад ибн Мукатиль и Насир ибн Яхья учились у имамов Абу Мутиа Хакам ибн Абдулла аль-Бальхи и Абу Мукатиля Хафс ибн Муслим из Самарканда. Мухаммад ибн Мукатиль учился у этих четверых, а эти четверо учились у Имама Абу Ханифы.
Ибн Баяз, из наших учителей, сказал: «Матуриди не был последователем Ашари, потому что он был первым, кто выявил мазхаб Ахлю Сунны, как предполагают, и разъяснил мазхаб Имама Абу Ханифы и его учеников еще до Ашари. Не бывает такого времени, чтобы не было помощников религии, которые выявляют ее, как об этом написано в книге «Табсиратуль Насифату».
А как же может быть иначе, ведь до этого его опередил Имам Абу Мухаммад Абдулла ибн Саид аль-Каттан. У него есть правила, книги, ученики, а разногласия с ханафитами не насчитывают и десяти вопросов, как об этом сказано в «Сируль Захрияти».
Имам Абуль Аббас Ахмад ибн Ибрахим Калянасию ар-Рази - у него также есть правила, книги и ученики. Имам ибн Фурак составил книгу под названием «Разногласия двух шейхов: Калянаси и Ашари», как об этом сказано в книге: «Табсиратуль Насафияту».
Я скажу: «Что касается Абдуллы ибн Саида аль-Каттан, то он - Мухаммад - известный как ибн Куляб, и в отношении него также говорят Абдулла ибн Мухаммад – он один из имамов мутакалимов, умер после 240 года хиджры. О нем упомянул Абу Асим аль-Убадиаш-Шафии в табакате Абу Бакра ас-Сайруфи и ибн Наджар в истории Багдада. Упомянуто, что между ним и Уббадом ибн Сулейманом была дискуссия, а Уббад ибн Сулейман был одним из главных мутазилитов. Ибн Куляб тоже относится к имамам Сунны».
Конец слов Имама Забиди (да смилуется над ним Аллах).
_______________________________
Перевод с арабского языка Azan.kz
Великий Имам мухадис Мухаммад Муртаза аз-Забиди (1205 г. по хиджре), автор книги «Тадж аль-Арусшарх-уль Камус» в своем известном комментарии «Итхафу Садати-иль Муттакин би-Шархи Ихья улюм-ад-дин Имама Газали» в 2-ом томе на стр. 5 сказал следующее:
«Что касается имама Абу Мансура аль-Матуриди, то это Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Ханафи - Мутакаллим из Матурид. Матурид- это местность, которая находится в Самарканде. Его прозвали имамом аль-Худа(наставляющий на верный путь). Его биографию написал имам мухаддис Мухиддин Абу Мухаммад Абдулкадир ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруллах ибн Салим ибн Абу аль-Вафа аль-Куршия Ханафия в табакате (книга), которая называется «Джавахиру аль-Музиату». Также его биографию написал Имам Маждуддин Абу Надья Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса аль-Канани Бальбасия – ханафит из Египта в своей книге «аль-Ансаб».
Эти оба имама коротко описали биографию Абу Мансура аль-Матуриди. Еще о нем можно найти упоминание в книге мазхаба «Интисаб», и, в общем, упомянуто то, что он был величественным имамом, победителем и укрепившим убеждения Ахлю Сунны уаль Джамаа, разрушив убеждения мутазилитов и других людей новшеств в своих дискуссиях с ними, в диалогах, сделав так, чтобы они замолчали. Абу Мансур аль-Матуриди учился у Имама Абу Насра аль-Иязи, которого также называли Имам аль-Худа (наставляющий на путь истины).
Абу Мансуру аль-Матуриди принадлежат следующие книги «Таухид», «Макалят», «Радду Аваиль ли-ль Каъбий», «Баяну вахуммуътазиляту» и книга «Таъвилятуль-Куран», с которой не сравнится никакая другая книга из предыдущих, касающихся науки разъяснения Корана. Помимо этого, у него есть еще и другие книги.
Умер Имам в 333 году по хиджре, спустя некоторое время после смерти Абу Хасана аль-Ашари. Могила имама находится в Самарканде, как написал Хафиз Кутбуддин Абдуль Карим ибн Мунир аль-Халяби аль-Ханафи, если это все достоверно, то в этом нет сомнений.
Он - помощник Сунны, уничтожитель новшеств, возродитель Шариата, соответствующий данному ему прозвищу.
Я обнаружил у некоторых величественных шейхов тариката описание Абу Мансура аль-Матуриди Имамом уммы своего времени. Его учителями были Имам Абу Бакр Ахмад ибн Исхак ибн Салих аль-Джузджания. Что касается его учителя, о котором упомянул выше Абу Наср Иязи, то это Ахмад ибн Аббас ибн Хусайн ибн Джабля ибн Галиб ибн Джабир ибн Навфаль ибн Ияз ибн Яхья ибн Къайс ибн Саъд ибн Уббадатуль Ансари - знаток фикха в Самарканде. О нем упомянул Идрис в истории Самарканда, сказав, что он был из людей фикха и джихада. Никто не был равен его знаниям, набожности, борьбе, доблести до тех пор, пока он не пал шахидом. После себя он оставил 40 мужчин - своих учеников, и они были современниками Абу Мансура аль-Матуриди. У него было два достойных сына - факихи Абу Бакр Мухаммад и Абу Ахмад.
Из учителей Матуриди также были Насир ибн Яхья аль-Бальхи, Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази Кази, как об этом передается от Вакиа в его табакате. Что касается Абу Бакра аль – Джузжания и Абу Насра Ияза и Насира ибн Яхья, то они изучали фикх у Имама Абу Сулеймана Муса ибн Сулейман аль-Джузжания. Он сам же учился у двух имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана, а Мухаммад ибн Мукатиль и Насир ибн Яхья учились у имамов Абу Мутиа Хакам ибн Абдулла аль-Бальхи и Абу Мукатиля Хафс ибн Муслим из Самарканда. Мухаммад ибн Мукатиль учился у этих четверых, а эти четверо учились у Имама Абу Ханифы.
Ибн Баяз, из наших учителей, сказал: «Матуриди не был последователем Ашари, потому что он был первым, кто выявил мазхаб Ахлю Сунны, как предполагают, и разъяснил мазхаб Имама Абу Ханифы и его учеников еще до Ашари. Не бывает такого времени, чтобы не было помощников религии, которые выявляют ее, как об этом написано в книге «Табсиратуль Насифату».
А как же может быть иначе, ведь до этого его опередил Имам Абу Мухаммад Абдулла ибн Саид аль-Каттан. У него есть правила, книги, ученики, а разногласия с ханафитами не насчитывают и десяти вопросов, как об этом сказано в «Сируль Захрияти».
Имам Абуль Аббас Ахмад ибн Ибрахим Калянасию ар-Рази - у него также есть правила, книги и ученики. Имам ибн Фурак составил книгу под названием «Разногласия двух шейхов: Калянаси и Ашари», как об этом сказано в книге: «Табсиратуль Насафияту».
Я скажу: «Что касается Абдуллы ибн Саида аль-Каттан, то он - Мухаммад - известный как ибн Куляб, и в отношении него также говорят Абдулла ибн Мухаммад – он один из имамов мутакалимов, умер после 240 года хиджры. О нем упомянул Абу Асим аль-Убадиаш-Шафии в табакате Абу Бакра ас-Сайруфи и ибн Наджар в истории Багдада. Упомянуто, что между ним и Уббадом ибн Сулейманом была дискуссия, а Уббад ибн Сулейман был одним из главных мутазилитов. Ибн Куляб тоже относится к имамам Сунны».
Конец слов Имама Забиди (да смилуется над ним Аллах).
_______________________________
Перевод с арабского языка Azan.kz